Понятие оценочной деятельности. Субъекты права собственностиМатериалы / Понятие оценочной деятельности. Субъекты права собственности
Изначально важнейшим фактором развития оценочной деятельности в РФ послужило государственное регулирование самой оценочной деятельности, а сегодня и деятельности саморегулируемых организаций (СРО) оценщиков.
Оценочная деятельность в РФ осуществляется на основе Федерального закона «Об оценочной деятельности» от 29 июля 1998 г. № 135-Ф3,Федеральных стандартов оценки, а также другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности.
Федеральный закон «Об оценочной деятельности» от 29 июля 1998 г. № 135-Ф3 (далее – Закон) определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей.
Законом закреплены основные требования, правила и понятия, регулирующие оценочную деятельность на территории Российской Федерации.
Под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.
Оценочная деятельность – это новый вид экономической деятельности для РФ наряду с бухгалтерским учетом, аудитом, налогообложением.
Основные цели оценки – отражение в отчетности, купля-продажа, мена; проведение конкурсов, аукционов, торгов; аренда, права аренды; лизинг; залог; раздел; наследование; дарение; страхование; исчисление налога, пошлин, сборов; приватизация; конфискация; национализация; ликвидация; разрешение имущественных споров; передача прав собственности; внесение имущества в уставный капитал; определение доли имущественных прав; передача в доверительное управление; инвестиционное проектирование; коммерческая концессия; возмещение ущерба; хранение; составление брачного контракта и т.д.
Оценка стоимости – это методически обоснованное мнение эксперта о стоимости объекта оценки и процесс ее определения.
Статьей 4 Закона определены субъекты оценочной деятельности – физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций (СРО) оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (далее оценщики).
Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом.
К объектам оценки отнесены:
- отдельные материальные объекты (вещи);
- совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);
- право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;
- права требования, обязательства (долги);
- работы, услуги, информация;
-иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством РФ установлена возможность их участия в гражданском обороте.
Право на проведение оценки является безусловным и не зависит от установленного законом порядка осуществления государственного статистического учета и бухгалтерского учета и отчетности. Результаты проведения оценки могут быть использованы для корректировки данных бухгалтерского учета и отчетности.
Результаты проведения оценки могут быть обжалованы заинтересованным лицом в порядке, установленном законодательством РФ.
Статьей 8 установлена обязательность проведения оценки при сделках с объектами, принадлежащими полностью или частично РФ, субъектам РФ и муниципальным образованиям, в том числе:
- при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду;
- при использовании объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в качестве предмета залога;
- при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;
- при переуступке долговых обязательств, связанных с объектами оценки, принадлежащими Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;
- при передаче объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц, а также при возникновении спора о стоимости объекта оценки, в том числе:
- при национализации имущества;
- при ипотечном кредитовании физических лиц и юридических лиц в случаях возникновения споров о величине стоимости предмета ипотеки;
- при составлении брачных контрактов и разделе имущества разводящихся супругов по требованию одной из сторон или обеих сторон в случае возникновения спора о стоимости этого имущества;
- при выкупе или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд;
- при проведении оценки объектов оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы.
Стандартами оценочной деятельности (ст. 20) определяются требования к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности. Они подразделяются на федеральные стандарты оценки и стандарты и правила оценочной деятельности саморегулируемых организаций оценщиков.
Федеральные стандарты оценки разрабатываются Национальным советом с учетом международных стандартов оценки. Затем они направляются для утверждения в уполномоченный федеральный орган, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Стандарты и правила оценочной деятельности, разработанные и утвержденные саморегулируемой организацией оценщиков, не могут противоречить федеральным стандартам оценки.
Стандарты регулируют как сам процесс оценки, так и процесс передачи результатов оценки, знание основных положений всех стандартов требуется от любого профессионального оценщика.
В настоящее время утверждены 4 федеральных стандарта оценки.
Федеральный стандарт оценки № 1 «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки» определяет общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки, применяемые при осуществлении оценочной деятельности.
Федеральный стандарт № 2 «Цели оценки и виды стоимости» раскрывает цель оценки, предполагаемое использование результата оценки, а также определение рыночной стоимости и видов стоимости, отличной от рыночной.
Федеральный стандарт № 3 «Требования к отчету об оценке» устанавливает требования к составлению и содержанию отчета об оценке, информации, используемой в отчете об оценке, а также к описанию в отчете об оценке применяемой методологии и расчетам.
Федеральный стандарт № 4 «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости» устанавливает общие требования к определению кадастровой стоимости.
- Содержание права собственности
- Субъекты права собственности
- Право государственной и муниципальной собственности
Смотрите также
Судебные расходы
Под судебными расходами в
хозяйственном процессе понимаются затраты, которые несут стороны, а также
третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора, в связи с
рассмотрен ...
Налоговый кодекс РФ. Общая характеристика и направления совершенствования
Налоговая реформа
является очень важной сферой российских экономических преобразований. Причина
этого кроется в том, что государственное управление в области налогов - прямой
способ воздейс ...
Военно-уголовный кодекс Петра I
Разработка военно-уголовного
законодательства Петра I была одним из важнейших звеньев в цепи
государственных преобразований начала XVIII века. Централизация
государственного аппарата при аб ...