Экономическая основа конституционного строяМатериалы / Экономическая основа конституционного строя
В социально-экономической сфере за последние столетие проделаны виражи от частной собственности к приоритету общественной, особенно в форме государственной, собственности, а затем - к плюрализму форм собственности, когда вместе должны уживаться частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Соответственно менялись представления о форме руководства экономическими процессами - то директивное прямое государственное (аппаратное) правление с возобладанием государственного планирования, то идеи смешанной планово-рыночной экономики, то вновь прекраснодушное отношение к рыночным формам хозяйства и ограничение государства лишь регулятивными функциями, то требование усиления государственно-надзорных и контрольных функций, а если необходимо - использования методов опять-таки непосредственного государственного управления отдельными отраслями хозяйства.Конституция 1993 г. не содержит специального раздела об экономической основе государства и общества, не устанавливает какую-либо форму собственности в качестве основной или ведущей, равно как не предусматривает и ограничений для других, в частности для личной собственности граждан, что провозглашалось предшествующими конституциями и основанным на них законодательством. Действующая Конституция обязывает государство обеспечивать свободу экономической деятельности и поддерживать конкуренцию, запрещая лишь монополизацию этой деятельности и недобросовестную конкуренцию, и провозглашает равенство всех форм собственности и равную их защиту.
Экономической основой общества становится рыночная экономика, для нормального и эффективного функционирования которой необходимо обеспечить, во-первых, свободу экономической деятельности и, во-вторых, свободное перемещение товаров, услуг, финансовых и иных ресурсов, т. е. единство экономического пространства на всей территории страны.
Координационная деятельность в сфере правоприменения очень актуальна и характеризуется наличием мощных координационных регуляторов. Она, как и иные разновидности юридической деятельности, выполняет, хотя и достаточно специфически, экономическую функцию.
Учитывая многофункциональность координационной деятельности, можно говорить, конечно, условно, о "дереве функций", представляющем их определенную иерархию. Координационной деятельности присущи общесоциальные, специально-юридические и собственные (собственно-специальные) функции. Первые две группы функций свойственны любой юридической деятельности и характерны для координационной деятельности как разновидности последней. Последние функции специфичны и присущи, в рассматриваемом аспекте, только координационной деятельности, что позволяет отметить особое место и особую роль координационной деятельности для других типов (видов, подвидов) юридической деятельности.
Таким образом, среди наиболее значимых общесоциальных функций координационной деятельности следует назвать и экономическую. Реализация экономической функции происходит с помощью различных координационных правовых способов и средств. Прежде всего, это координация правоприменительной, контрольной и надзорной деятельности в области регулирования экономических отношений.
Исследованность темы: Длительное время - период существования СССР - ей уделялось недостаточно внимания в силу слабого развития ряда демократических начал в экономическом устройстве общества - необходимых условий для осуществления рыночной экономики. В настоящее время положение существенно изменилось. Переход от централизованной плановой командно-административной экономики к свободному рынку, где субъекты хозяйствования самостоятельны в принимаемых ими экономически значимых решениях, привел к почти полному отказу органов государственной власти и местного самоуправления от координации управления экономической сферой жизни общества.
Проблема повышения эффективности государственного управления - одна из главных задач, стоящих перед Российской Федерацией. Активное участие в ее решении должна принять и юридическая наука. Наибольшее внимание здесь следует уделить именно повышению эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе в сфере государственного регулирования экономических процессов, с помощью координационного инструментария.
Как отмечает Ю.А. Тихомиров, в современном обществе значительно меняются представления о власти и ее выразителях. Степень властности в отдельных разновидностях деятельности органов государственной власти и местного самоуправления неодинакова. Г.М. Петров, противопоставляя подчинение и координацию, пишет, что "основной смысл данной группировки заключается в том, чтобы подчеркнуть, что управление, которое строится на властных отношениях неравных по своему правовому положению участников, осуществляет не только подчинение. В тех случаях, когда между субъектом и объектом управления нет организационной подчиненности, одним из методов воздействия может являться координация".
В процессе написания дипломной работы были изучены работы отечественных и зарубежных ученых, а также публикации в научных изданиях и периодической печати, освещающие процесс становления экономических основ конституционного строя в России.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся между государством и обществом (в лице уполномоченных органов) и субъектами экономической деятельности.
Предмет исследования составляют теоретические и практические аспекты формирования правового регулирования экономических основ в России, его состояние, практика применения.
Цель дипломной работы состоит в том, чтобы проанализировать процесс становления экономических основ конституционного строя в России, выявить основные тенденции его современного развития, выяснить проблемы практического применения правового регулирования экономики в России.
Задачами настоящей дипломной работы следует считать:
1. рассмотреть историю формирования экономических основ конституционного строя России в советский период;
2. рассмотреть экономические основы конституционного строя по Конституции РФ 1993г
3. рассмотреть институт собственности в РФ как экономической основы конституционного строя.
При написании данной дипломной работы использованы следующие научные методы исследования:
Юридический метод, который включает юридико-техническую методику и методы толкования закона. Толкование закона возможно по способу уяснения смысла и юридической формы грамматическим, логическим, сравнительным, по объему - аутентичным, расширительным, ограничительным.
Социологический метод включает опросы (анкетирование, интервьюирование, экспертные оценки) различных категорий лиц - работников правоохранительных органов, населения. Использование данного метода даёт возможность судить об эффективность применяемых мер с различных точек зрения.
Сравнительный метод предполагает сопоставление различных правовых понятий, явлений и процессов и выяснение между ними сходства и различий.
В основу работы положены результаты исследований, проводившихся российскими учеными-юристами по общим вопросам теории государства и права, конституционного права.
- Экономические основы конституционного строя после революции 1917г. Принятие Конституции 1918г. и первой Конституции СССР 1924г.
- Экономические основы конституционного строя в Конституциях СССР 1924 и 1977 г.г. и принятых на их основе Конституциях РСФСР 1925 и 1978г.г.
- Изменение экономических основ Конституции и предпосылки экономических реформ в начале 90-х
- Свобода экономической деятельности в РФ и единство экономического пространства на всей территории РФ как экономические основы конституционного строя
- Свобода конкуренции в РФ как экономическая основа конституционного строя
- Государственная, муниципальная собственность в РФ
- Частная собственность в РФ
- Заключение
Смотрите также
Понятие сделки. Условия действительности сделок
В развитом обществе
экономические отношения облекаются в правовую форму. Законодательное
регулирование этих отношений позволяет упорядочивать социальные связи не в
ущерб их участникам и дру ...
Приключения "Винни-Пуха" в Палате по патентным спорам, которая установила приоритет авторских прав переводчиков
Индивидуальный предприниматель Александр Вольнов, полтора года назад лишивший другого бизнесмена прав на товарный знак "Винни-Пух", не смог зарегистрировать бренд на свое имя. Непреодолимым ...
Государственная собственность
В Российской Федерации государственная собственность долгое время
оставалась ведущей формой собственности и имела наибольший удельный вес.
Концентрация имущества в государственной собственно ...