Общемеждународные нормы, регулирующие деятельность
региональных организаций по осуществлению международной безопасностиМатериалы / Организация Североатлантического договора / Общемеждународные нормы, регулирующие деятельность
региональных организаций по осуществлению международной безопасностиСтраница 1
Прежде чем начать рассмотрение порядка функционирования Североатлантического Альянса как региональных организаций безопасности, считаем необходимым дать толкование понятию международная безопасность, а также основным ее источникам, поскольку данный аспект прямо относится к исследуемой теме и деятельности рассматриваемой организации.
Стоит отметь, что в международном праве не установилось общего понятия "международная безопасность", что затрудняет определение данного термина. В политических словарях понятие "международная безопасность трактуется как "система международных отношений, основанная на соблюдении всеми государствами общепризнанных принципов и норм международного права, исключающая решение спорных вопросов и разногласий между ними с помощью силы или угрозы."
Подобно остальным международным отношениям, отношения по поводу безопасности регулируются общими принципами международного права, но
уже с конца XIX века в отношениях между государствами наметилась тенденция разделения международного права на нормы международных отношений и нормы военного характера, в том числе посвященные обеспечению безопасности. Впервые такое деление документарно было подтверждено на Гаагских конференциях 1899 и 1907 года, в которых участники, в том числе и Российская Империя, подписали ряд конвенций, связанных с безопасностью и регулированием применения силы в международных отношениях. Образование и деятельность Лиги Наций, а также принятие пакта Бриана — Келлога в 1928 году, провозглашающего принцип отказа от войны в качестве орудия национальной политики, значительно способствовали продвижению концепции международной безопасности, но развернувшаяся Вторая Мировая Война, показала несостоятельность мер обеспечения мира и стабильности на том этапе развития, как гаранта безопасности.
В послевоенный период образование и деятельность Организации Объединенных Наций стало основной формой обеспечения безопасности. Действенный механизм принуждения к миру, а также широкие возможности мирного разрешения международных споров, поставили ООН в совершенно новое положение по сравнению с инструментами довоенной эпохи. В статье первой Устава ООН страны-участницы определили основную задачу организации: "Поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира"
Устав ООН также закрепил указанные выше основополагающие принципы международной безопасности: суверенное равенство государств; неприменение силы; мирное разрешение международных споров; территориальная целостность и неприкосновенность государства и т. д. Однако ряд авторов считают, что система права международной безопасности также включает ряд отраслевых принципов, выходящих из "духа и буквы Устава ООН":
Принцип неделимости международного мира и безопасности – данный принцип встречается в ряде международно-правовых документов, в том числе на региональном уровне. Так, в Основополагающем акте о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора (Париж, 27 мая 1997 г.) в ст. 1 стороны определили: "Исходя из принципа неделимости безопасности всех государств Евроатлантического сообщества, Россия и НАТО будут совместно работать, с тем чтобы внести вклад в создание в Европе общей и всеобъемлющей безопасности…" Данный принцип широко представлен как в зарубежной, так и в отечественной доктрине международного права. В свое время Г.И. Тункин писал: "Мир неделим и вооруженное нападение одного государства на другое, независимо от того, идет ли речь о больших или малых государствах, является нарушением мира, в поддержании которого заинтересованы все государства"
Смотрите также
Государственное управление подготовкой кадров в сфере культуры и досуга
С 2003 года в системе
государственного управления начались преобразования направленные на решение
вопросов конструирования управляющих систем представительных органов субъектов
Федерации и ...
Договор о перевозке
Отличие от других социальных
идей и политических ориентаций демократическое правовое государство при
верховенстве правового закона и приоритете прав человека и гражданина
практически воспри ...
Система государственного управления РФ
Система государственного
управления включает в себя конструирование и экспликацию системы базовых
понятий и представлений, тот категориальный аппарат, который обобщает сферу
профессионально ...