Полномочия Конституционного суда
Страница 4

Признание не соответствующими Конституции РФ нормативного акта субъекта Федерации, договора субъекта Федерации или отдельных их положений является основанием для отмены в установленном порядке органами государственной власти других субъектов Федерации положений принятых ими нормативных актов либо заключенных договоров, содержащих такие же положения, какие были признаны неконституционными.

Положения нормативных актов либо договоров, признанных не соответствующими Конституции РФ, не могут применяться судами, другими органами или должностными лицами.

В случае если в течение шести месяцев после опубликования решения Конституционного суда аналогичный признанному неконституционным нормативный акт не будет отменен или изменен, а действие договора аналогичного признанному неконституционным, не будет прекращено полностью или частично, уполномоченные федеральным законом государственный орган или должностное лицо приносят протест либо обращаются в суд с требованием о признании такого нормативного акта либо договора недействующим.

Президент Российской Федерации и Государственная Дума Российской Федерации назначают своих постоянных представителей в Конституционном суде РФ, которые участвуют в заседаниях суда, представляя соответствующую позицию по конкретному делу. Они не в праве оказывать какое бы то ни было давление на Суд или предпринимать действия, способные нарушить независимость Конституционного суда в принятии решений.

Конституционный суд обладает так называемой связанной компетенцией, что означает возможность осуществления судом своих полномочий только по запросам и жалобам лиц, упомянутых в Конституции РФ. Суд, следовательно, не вправе рассматривать какое-либо дело по собственной инициативе. Он, однако, может самостоятельно решать вопрос об использовании права законодательной инициативы по вопросам его ведения, что предусмотрено ч. 1 ст. 104 Конституции РФ.

Компетенция Конституционного суда РФ состоит из четырех конституционных полномочий:

- проверка конституционности законов, нормативных правовых актов и договоров (нормоконтроль), осуществляемая по трем видам запросов и жалоб (от органов власти, граждан и судов);

- разрешение споров о компетенции;

- толкование Конституции РФ;

- дача заключений о соблюдении порядка выдвижения обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Эти полномочия различаются не только по содержанию, но и по субъектам запросов и жалоб.

Страницы: 1 2 3 4 

    Смотрите также

    Прокурор в уголовном процессе
    В группу, представляющую сторону обвинения, входят государственные органы и должностные лица, осуществляющие от имени государства уголовное преследование по делам частно-публичного и публичн ...

    Понятие сделки. Условия действительности сделок
    В развитом обществе экономические отношения облекаются в правовую форму. Законодательное регулирование этих отношений позволяет упорядочивать социальные связи не в ущерб их участникам и дру ...

    Единый реестр судебных решений. Ограничения режима общего доступа
    Сегодня 31 марта 2012 г. при заходе в Единый реестр судебных решений, вдруг обнаружил. что уже действует новая бете-версия реестра. Скорость открытия документов реестра просто убивает. Но при этом, е ...