Прокурор при Верховном Суде СССР и его заместитель назначались ПрезидиумомМатериалы / Прокуратура РФ и её роль в надзоре за исполнением законов / Прокурор при Верховном Суде СССР и его заместитель назначались ПрезидиумомСтраница 1
ЦИК СССР. При прокуроре состояли три помощника — по общему надзору и судебному надзору, по надзору за ОГПУ и помощник по Военной прокуратуре и Военной коллегии Верховного Суда СССР.
На Прокуратуру Верховного Суда СССР возлагались: а) наблюдение с точки зрения Конституции СССР и общесоюзного законодательства за законностью постановлений союзных наркоматов и других центральных учреждений СССР, постановлений ЦИК союзных республик и их президиумов; б) наблюдение за законностью действий ОГПУ; в) надзор за законностью судебных решений Верховного Суда СССР и наблюдение за правильным и единообразным применением общесоюзного законодательства в практике судебных учреждений Союза ССР и союзных республик.
Как видим, Прокуратура Верховного Суда СССР осуществляла надзор за законностью деятельности центральных органов союзных республик. Но при этом она не возглавляла республиканские органы прокуратуры и не руководила ими.
Положение изменилось с принятием ЦИК и СНК СССР 20 июня 1933 г. постановления об образовании Прокуратуры СССР, а 17 декабря 1933 г. соответствующего Положения о ней, которым упразднялась Прокуратура Верховного Суда СССР.
Согласно Положению Прокуратура СССР осуществляла: а) надзор за соответствием постановлений и распоряжений отдельных ведомств Союза ССР, союзных республик и местных органов власти Конституции СССР и постановлениям Правительства СССР; б) наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик, опротестование и приостановление исполнения решений всех судов; в) возбуждение уголовного преследования и поддержание государственного обвинения во всех судах на территории Союза; г) надзор (на основе особого Положения) за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, исправительно-трудовых учреждений; д) общее руководство деятельностью прокуратур союзных республик.
Прокуратуру Союза возглавлял Прокурор СССР, назначаемый ЦИК СССР, и его заместитель, утверждаемый Президиумом ЦИК СССР. Указания и распоряжения Прокурора СССР были обязательны для всех органов прокуратуры. Прокуроры союзных республик назначались и отзывались Прокурором СССР по согласованию с ЦИК союзных республик.
При Прокуроре СССР действовали старшие помощники и помощники, а также следователи особо важным делам.
В Прокуратуру Союза вошли Военная прокуратура, находившаяся ранее в составе Прокуратуры Верховного Суда СССР, а также железнодорожная прокуратура, подчинявшаяся до этого республиканским прокуратурам. В 1934 г. в составе Прокуратуры СССР была образована водная транспортная прокуратура.
Однако указанными организационными мероприятиями окончательная централизация прокурорской системы завершена еще не была: прокуратуры союзных республик входили в структуру республиканских наркоматов юстиции, поэтому прокуроры, являясь наркомами юстиции или их заместителями, подчинялись еще и правительству. Таким образом, сохранился пагубный для прокуратуры принцип двойного подчинения.
Завершение централизации прокурорской системы произошло лишь после принятия постановления ЦИК и СНК СССР от 20 июля 1936 г. «Об образовании Народного комиссариата юстиции СССР». Этим постановлением прокурорско-следственные органы союзных республик выделялись из наркоматов юстиции республик и передавались в непосредственное подчинение Прокурора Союза ССР.
В 1936 г. была принята Конституция СССР, которая посвятила суду и прокуратуре специальную главу — девятую. В ней были закреплены принципиальные положения организационного построения прокуратуры как единой централизованной системы во главе с Генеральным прокурором СССР, осуществляющей свои функции по надзору за законностью и организации борьбы с преступностью, независимо от местных органов.
Смотрите также
Понятие государственного управления. Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон "О правительстве Российской Федерации", Указы президента Российской Федерации о государственном
Для того, чтобы рассмотреть
первый вопрос, разберем его на составные части:
Существительное (что) – управление
Прилагательное (какое) –
государственное.
Итак, мы имеем:
а) Управл ...
Понятие системы права и системы законодательства
Системность права предполагает его следующие характеристики:
а) единство, целостность;
б) внутреннюю расчлененность, дифференцированность, наличие элементов;
в) наличие структуры – целесообразного ...
Уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями
Анализ отечественных правовых
памятников свидетельствует о том, что уголовное законодательство об
ответственности за злоупотребление должностными полномочиями сформировалось
далеко не сразу ...