Система и органы прокуратуры в деятельности по
исполнению законовМатериалы / Прокуратура РФ и её роль в надзоре за исполнением законов / Система и органы прокуратуры в деятельности по
исполнению законовСтраница 9
Комплектование кадров прокуратуры осуществляется исключительно в порядке назначения (ст. 13 закона «О прокуратуре РФ»). Отсюда вытекает подчиненность и подотчетность нижестоящих прокуроров вышестоящим и в конечном счете Генеральному прокурору РФ.
2. Независимость прокурорского надзора. В соответствии с законом «О прокуратуре РФ» (ст. 4) «органы прокуратуры осуществляют полномочия в пределах своей компетенции независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами».
Действенной гарантией обеспечения независимости прокуроров является предусмотренная законом «О прокуратуре РФ» недопустимость какого бы то ни было вмешательства в деятельность прокуроров при выполнении ими своих надзорных полномочий. «Воздействие в какой бы то ни было форме федеральных органов государственной власти,—говорится в ст. 5 закона «О прокуратуре РФ»,—органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствовать его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.
Прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов». Иными словами, законодатель закрепил единственно верное положение, которое должно быть всегда свойственно прокуратуре: обеспечить правильное и единообразное применение законов, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было влияниям.
Рассматриваемый принцип тесно связан с принципом централизации — он подчеркивает независимость прокуратуры от других государственных органов власти и управления.
В частности, не только районные прокуроры, но и прокуроры субъектов Федерации не подчинены местным органам власти и управления, а подчиняются только Генеральному прокурору РФ. Такая независимость дает возможность соответствующему прокурору отстаивать принципиально и без оглядки на местные «авторитеты» свою позицию в борьбе за единую законность.
При решении вопроса о привлечении к ответственности нарушителей закона, в том числе и представителей властных структур, прокурор огражден от влияния любых органов государства (как федеральных, так и местных), любых должностных лиц. Примером тому служит привлечение к уголовной ответственности и отстранение от должности прокурором города Чусовой Пермской области главы администрации этого города за должностные злоупотребления, превышение власти и служебных полномочий.
Все это не означает, конечно, полного отрыва прокуратуры от органов власти и управления. Прокуратура — орган государства, и уже в силу этого она не может взаимодействовать с другими государственными структурами. Но, естественно, в рамках, четко очерченных законом, таким взаимодействием является координирующая деятельность прокуратуры по борьбе с преступностью.
«Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры,— говорится в ст. 8 закона «О прокуратуре РФ»,— координируют деятельность органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, налоговой полиции, таможенной службы и других правоохранительных органов по борьбе с преступностью». Обеспечивая координацию, прокурор созывает совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую информацию, а также осуществляет иные полномочия в соответствии с положением о координационной деятельности.
Смотрите также
Организация деятельности и полномочия Конституционного суда Российской Федерации
Актуальность темы обусловлена тем,
что в настоящее время в российском обществе происходят существенные
преобразования практически во всех сферах государственной и общественной жизни.
Основн ...
Органы государственной власти
Государство
реально действует, проявляет себя только как система, как упорядоченная
совокупность специальных органов, коллективов людей, осуществляющих управление
делами общества от его име ...
Военно-политический основы военной доктрины Российской Федерации
Доктрина (лат. doctrine) - учение, научная или философская
теория, политическая система, руководящий теоретический или политический
принцип.
Военная доктрина - система
официальных взгляд ...