Общий надзор за исполнением законов
Страница 15

Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания, применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания и задержанных и заключенных под стражу

Предметом надзора данного направления прокурорской деятель­ности являются: законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и другие меры принудительного характера, назначаемые судом; соблюдение уста­новленных законодательством Российской Федерации прав и обя­занностей задержанных, арестованных, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания, законность исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.

Осуществляя надзор за исполнением законов, прокурор вправе посещать в любое время органы и учреждения, в которых содержатся под стражей и отбывают наказание осужденные (исправительные, воспитательные колонии, тюрьмы), а также лица, находящиеся под следствием и подсудимые (изоляторы временного содержания, следст­венные изоляторы); опрашивать задержанных, арестованных, осужден­ных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера; знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержа­ны, арестованы, осуждены либо подвергнуты другим мерам принуди­тельного характера, с оперативными материалами; требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержан­ных, арестованных, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принуди­тельного характера, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений ад­министрации мест лишения свободы и других учреждений, обеспечи­вающих исполнение мер принудительного характера; требовать объяснений от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестован­ного акта администрацией учреждения приостанавливается. Прокурор полномочен также отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, содержащихся под стражей, а также отбывающих наказание в местах лишения свободы, немедленно осво­бождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изоля­тора.

Как видим, и в этой отрасли надзора прокурор обладает властно-рас­порядительными полномочиями. Поэтому прокурор обязан « .немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в местах лишения свободы или учреждениях, исполняющих другие меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, пред­варительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение» (ст. 33 закона «О прокуратуре РФ»).

Закон «О прокуратуре РФ» гласит, что постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных зако­ном порядка и условий содержания задержанных, арестованных, осуж­денных к лишению свободы и иным мерам наказания, а равно лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному испол­нению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16 17 18

    Смотрите также

    Юридические гарантии прав человека и гражданина РФ
    В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание, в зависимости от социальной позиции ...

    История института прокуратуры
    Дискуссии о роли и месте прокуратуры в современной России, начавшиеся в конце 80-х годов прошлого века, не завершены до сих пор. Не решенным остается основной вопрос, который стоял и стоит ...

    Полномочия контролирующих органов при осуществлении проверки государственного (муниципального) заказчика
    В период с 1997 по конец 2005 гг. одним из наиболее существенных факторов, тормозивших полноценное развитие системы конкурсного размещения государственных заказов, была малопонятная и малоэф ...