Предмет и пределы надзора за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания
Материалы / Надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания / Предмет и пределы надзора за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания

Предмет надзора– это то, что должно соответствовать закону. В соответствии со ст. 30 Закона "О прокуратуре Республики Беларусь" предметом надзора за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного, следствия и дознания является соответствие Уголовно-процессуальному кодексу Республики Беларусь правовых актов и решений (действий) органов предварительного расследования и их должностных лиц.

Таким образом, прокурор, проверяя исполнение закона указанными органами, обращает внимание на соответствие закону всего того, что составляет предмет его надзора.

Предметом прокурорского надзора в этой отрасли являются:

1) акты, выносимые органами предварительного следствия и дознания;

2) действия должностных лиц этих органов.

Предметом надзора являются постановления и иные составляемые следователем, органом дознания, лицом, производящим дознание, акты по материалам и уголовным делам. В ходе предварительного расследования орган дознания, лицо, производящее дознание, следователь при принятии решений выносят постановления, при проведении следственных и иных процессуальных действий составляют протоколы, дают письменные поручения по материалам и уголовным делам, составляют справки и другие документы. При осуществлении проверок законности при проведении предварительного следствия и дознания прокурор проверяет, соответствуют ли акты органов дознания и предварительного следствия по структуре, и содержанию требованиям, предусмотренным УПК, а также имелись ли основания для составления этих актов.

К наиболее важным актам, выносимым в процессе предварительного расследования и подлежащим тщательной проверке прокурором, относятся следующие: о задержании подозреваемого; об избрании в отношении подозреваемых и обвиняемых мер пресечения; о привлечении в качестве обвиняемого; о производстве обыска; о наложении ареста на имущество; о продлении срока следствия, содержания под стражей; о выделении и соединении уголовных дел и другие.

Прокурорской проверке подлежат и такие важные решения, принимаемые на завершающем этапе предварительного расследования, как о приостановлении предварительного расследования, о прекращении уголовного преследования и предварительного расследования.

Кроме того, прокурор проверяет законность действий должностных лиц органов, осуществляющих предварительное следствие и дознание. Прокурор при выявлении нарушений закона принимает меры к привлечению виновных лиц указанных органов к предусмотренной законом ответственности в зависимости от характера нарушения. В приказе Генерального прокурора от 3 января 2013 г. № 1 " Об организации прокурорского надзора за исполнением закона органами уголовного преследования" указано, что в случае установления фактов фальсификации доказательств, применения недозволенных методов ведения следствия (дознания), совершения иных незаконных действий при производстве предварительного следствия принимать меры по привлечению виновных к установленной законом ответственности.

Пределы надзора прокурора

за соблюдением законности при досудебном производстве определяются ст. 34 и другими статьями УПК. Прокурор осуществляет надзор за расследованием уголовных дел органами дознания, следователем. Прокурор не может произвольно вмешиваться в предварительное расследование. Согласно уголовно-процессуальному законодательству, следователь самостоятельно направляет ход расследования, принимает решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда требуется получение санкции прокурора. В случае несогласия следователя с указаниями прокурора о производстве дополнительных следственных и иных процессуальных действий, данными в порядке, установленном п. 3 ч. 1 ст. 264 УПК, следователь вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений, при этом приостановив исполнение указаний прокурора. В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора, или направляет дело для производства предварительного следствия начальнику следственного подразделения для передачи его другому следователю.

Кроме того, органы предварительного расследования самостоятельно определяют тактику проведения следственных и иных процессуальных действий, методику расследования конкретных уголовных дел.

    Смотрите также

    Нечестная предпринимательская практика
    Свободному выбору и волеизъявлению потребителя может препятствовать торговая практика, называемая «нечестной». В процессе ознакомления с продукцией покупатель может столкнуться с нечестно ...

    Определение зависимости хозяйственных обществ для целей антимонопольного и налогового законодательства
    Развитие экономических отношений повлияло на увеличение интереса среди граждан к активному участию в предпринимательской деятельности. Создавая организации, участники приобретают права и о ...

    Совместная деятельность
    Договоры являются практически самой обширной группой документов, применяющейся во многих областях жизни общества и хозяйства. Между тем договоры не входят ни в одну из систем документации. Э ...