Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания
Материалы / Надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания / Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания
Страница 3

18) направлять уголовное дело в суд;

19) использовать другие полномочия, предоставленные ему УПК.

Приведенный перечень полномочий прокурора в досудебном производстве по материалам и уголовному делу не является исчерпывающим.

Он детализируется и дополняется в специальных нормах, регулирующих правоотношения на стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования.

Анализ вышеназванных полномочий прокурора показывает, в настоящее время ряд властно-распорядительных полномочий, которыми прокурор обладал ранее, перераспределен в пользу начальника следственного подразделения. Речь идет о таких правомочиях, как давать указания следователю о производстве предварительного следствия, привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения, направлении дела, производстве отдельных процессуальных действий; передавать уголовное дело от одного следователя другому, из одного следственного подразделения в другое; поручать производство предварительного следствия по уголовному делу нескольким следователям, а также участвовать в производстве предварительного следствия по уголовному делу, находящемуся в производстве следователя; продлевать срок предварительного следствия.

Особо выделим, что, согласно ст. 35 УПК, Председатель Следственного комитета Республики Беларусь или лицо, исполняющее его обязанности, при производстве предварительного следствия следователем Следственного комитета Республики Беларусь по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, а также о преступлениях, указанных в ч. 5 ст. 35 УПК, имеют право выносить мотивированное постановление о производстве тех процессуальных действий, которые прокурор уполномочен санкционировать в соответствии со ст. 34 УПК. Такое постановление не требуют санкционирования прокурором, а его копия в течение 24 часов направляется Генеральному прокурору Республики Беларусь. Следует отметить, что производство отмеченных действий не допускается в случае предыдущего отказа Генерального прокурора Республики Беларусь в даче санкции на их производство.

Следует разграничивать полномочия начальника следственного подразделения по процессуальному руководству расследованием преступлений следователем с надзорными функциями прокурора за соблюдением законов при производстве предварительного следствия. Эти функции не тождественны, не подменяют и не заменяют друг друга. Начальник следственного подразделения организует и контролирует работу следователя, направляет расследование в нужное русло. Обозначенная деятельность начальника следственного подразделения направлена на обеспечение своевременного производства следственных и иных процессуальных действий по уголовным делам, полноты, всесторонности и объективности исследования обстоятельств уголовного дела; на недопущение, своевременное выявление и устранение нарушений актов законодательства при расследовании уголовных дел; на оказание организационной, методической и практической помощи в расследовании преступлений и выявлении лиц, их совершивших.

Прокурор осуществляет надзор за расследованием уголовных дел органом дознания, следователем и нижестоящим прокурором.

В ходе досудебного производства по материалам и уголовному делу прокурор возбуждает уголовное дело, поручает его расследование нижестоящему прокурору либо соответствующему органу предварительного следствия; принимает дело к своему производству и расследует его в полном объеме; отказывает в возбуждении уголовного дела.

В соответствии с ч. 5 ст. 26 УПК прокурор вправе возбудить уголовное дело о преступлениях, преследуемых в порядке частного и частно-публичного обвинения, указанных в ч. 2 и 4 этой же статьи, и при отсутствии заявления лица, пострадавшего от преступления, если они затрагивают существенные интересы государства и общества или совершены в отношении лица, находящегося в служебной или иной зависимости от обвиняемого либо по иным причинам не способного самостоятельно защищать свои права и законные интересы. Дело, возбужденное прокурором, направляется для производства предварительного следствия. Производство по такому делу за примирением лица, пострадавшего от преступления, с обвиняемым в ходе предварительного расследования прекращению не подлежит.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

    Смотрите также

    Понятие оценочной деятельности. Субъекты права собственности
    Изначально важнейшим фактором развития оценочной деятельности в РФ послужило государственное регулирование самой оценочной деятельности, а сегодня и деятельности саморегулируемых организаци ...

    Понятие и основы местного самоуправления
    Территория любого государства (кроме «карликовых государств» — Науру, Тувалу и др., где на мелких островах проживают иногда лишь 7—10 тыс. человек) разделена на административные единицы. Он ...

    Сравнительный анализ советских конституций
    Конституция как необходимая правовая норма демократического государства берет своё начало от латинского constitution – устройство. Конституция - основа будущего законодательства страны. Она ...