Прокурорский надзор на стадии возбуждения уголовного дела
Страница 2

Выделение данных этапов полезно не только в теоретическом, но и в практическом плане, дабы из внимания прокурора, проводящего проверку в порядке надзора за исполнением закона при приеме и регистрации сообщений о преступлении, предметом которой охватываются все перечисленные этапы, не "выпадали" отдельные из них и проверка не была односторонней.

Проверяя в порядке надзора исполнение органами дознания предписаний закона о приеме и регистрации сообщений о преступлениях, особое внимание прокурору следует уделять вопросу о соблюдении установленного законом срока проведения доследственной проверки. Оперативность при принятии решения о возбуждении уголовного дела крайне важна, так как дает возможность немедленно приступить к производству по делу всего комплекса неотложных следственных действий.

Практика прокурорского надзора свидетельствует и том, что по отдельным заявлениям, содержащим очевидные признаки преступлений, каких-либо предусмотренных законом процессуальных действий по закреплению доказательств, пресечению преступной деятельности, сохранению следов преступления своевременно не проводилось, а уголовные дела по таким заявлениям (сообщениям) длительное время не возбуждались.

Важно иметь в виду, что, изучая материалы дела, прокурор проверяет, когда подано и зарегистрировано заявление, в какой срок и какие именно проверочные действия проводились и через какой промежуток времени было возбуждено уголовное дело.

Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что прокурор в ходе надзорных проверок непременно должен обращать внимание на следующие моменты:

- зарегистрировано ли заявление (сообщение) в установленном порядке;

- приняты ли меры к предотвращению или пресечению преступления, если необходимость этого вызывается полученным сообщением;

- нет ли оснований к немедленному возбуждению уголовного дела и производству неотложных следственных действий либо к отказу в возбуждении уголовного дела или передаче заявления (сообщения) по подследственности;

- не нарушен ли установленный законом срок для предварительной проверки заявления (сообщения), если она действительно необходима;

- приняты ли должные меры к истребованию документов, получению объяснений, осуществлению иных проверочных действий, которые могут свидетельствовать о наличии или отсутствии признаков преступления;

- не проводится ли под видом проверки предварительное расследование.

Статья 179 УПК гласит, что осуществляя надзор за законностью возбуждения уголовного дела, прокурор вправе:

1) продлить срок разрешения заявления или сообщения по материалам, находящимся в органе дознания или у прокурора, в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 173 настоящего Кодекса;

2) отменить постановление органа дознания или следователя об отказе в возбуждении уголовного дела и направить материалы для проведения дополнительной проверки;

3) отменить постановление органа дознания или следователя об отказе в возбуждении уголовного дела и возбудить уголовное дело;

4) отменить постановление органа дознания или следователя о возбуждении уголовного дела и отказать в возбуждении уголовного дела;

5) отменить постановление органа дознания или следователя о возбуждении уголовного дела и направить материалы для проведения проверки по заявлению или сообщению о преступлении;

6) отменить постановление органа дознания или следователя о возбуждении уголовного дела и прекратить производство по уголовному делу, если по нему уже произведены следственные действия.

В приказе Генерального прокурора от 3 января 2013 г. № 1 "Об организации прокурорского надзора за исполнением закона органами уголовного преследования" установлено, что прокуроры обязаны обеспечить постоянный и эффективный надзор за исполнением закона при разрешении заявлений и сообщений о преступлениях, для чего:

1) не реже одного раза в 15 дней проверять законность решений, принимаемых органами уголовного преследования по заявлениям и сообщениям о преступлениях; реагировать на нарушения учетно-регистрационной дисциплины;

2) после получения копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела запрашивать материалы проверки и в 10-дневный срок с момента поступления в прокуратуру проверять законность принятого решения, о чем делать отметку на копии постановления;

3) в течение 48 часов с момента возбуждения уголовного дела проверять наличие поводов и оснований к его возбуждению, о чем делать отметку на копии постановления. При выявлении факта необоснованного возбуждения уголовного дела реализовывать полномочия, предоставленные п. 4, 41 и 5 ст. 179 УПК, при необходимости давать указания или выносить требования в соответствии со ст. 34 УПК.

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    Общая характеристика преступлений против конституционных прав и свобод
    Конституционные права и свободы человека и гражданина занимают особое место в системе прав граждан, так как они составляют основу, юридический фундамент правового статуса личности в обществе ...

    Законодательный процесс и законотворчество
    Законодательный процесс как конституционно-правовой институт Российского демократического федеративного правового государства обеспечивает главное, наиболее характерное направление деятельн ...

    Проблемы и перспективы муниципального управления в современной России
    Создание работоспособной и эффективной системы муниципального управления – необходимое условие обеспечения динамичного социально-экономического развития России. Считается, что именно муницип ...