Надзор за обеспечением прав личности при расследовании
преступленийМатериалы / Надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания / Надзор за обеспечением прав личности при расследовании
преступленийСтраница 2
- создания следственно-оперативных групп, должного взаимодействия следователей и органов дознания;
- обсуждения на оперативных совещаниях особо сложных уголовных дел, по которым преступники не установлены;
- исключения формального подхода при решении вопроса об освобождении лиц, совершивших преступления, от уголовной ответственности;
- повышения роли структурных подразделений Генеральной прокуратуры, областей по надзору за расследованием преступлений, предупреждения и пресечения нарушений законности при производстве следствия и дознания;
- принятия своевременных мер по защите процессуальной самостоятельности следователей и пресечения незаконного воздействия на них с целью повлиять на ход расследования и принимаемых по делу решений;
- систематического обобщения и распространения положительного опыта прокурорского надзора за расследованием преступлений.
Особо подчеркнем значимость прокурорского надзора за законностью привлечения лиц в качестве обвиняемых, законностью применения мер процессуального принуждения. Как показывают материалы обобщения практики, проведенного Генеральной прокуратурой, довольно распространенными остаются нарушения законности при задержании подозреваемых, предъявлении обвинения и применении мер пресечения.
Прокурорский надзор за законностью привлечения лиц в качестве обвиняемых осуществляется путем ознакомления с копиями соответствующих постановлений, поступающих в прокуратуру, проверки материалов уголовных дел, находящихся в производстве.
При проверке законности и обоснованности привлечения лица в качестве обвиняемого надлежит обращать особое внимание на следующие обстоятельства:
1) имеются ли достаточные основания для привлечения лица в качестве обвиняемого. Обвинение по закону должно быть основано только на доказательствах, причем к моменту привлечения лица в качестве обвиняемого должны быть собраны доказательства, относящиеся ко всем элементам состава преступления;
2) своевременно ли вынесено постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого. В практике органов предварительного следствия имеют место случаи, когда вынесение постановления о привлечении в качестве обвиняемого затягивается, и лицо вызывается на допросы по поводу своих действий в качестве свидетеля;
3) насколько обоснована квалификация преступления. При этом следует иметь в виду распространенность такого явления, как квалификация деяния "с запасом", что чревато необоснованным применением меры пресечения в виде заключения под стражу по мотивам одной опасности преступления;
4) соответствует ли постановление о привлечении в качестве обвиняемого требованиям, предъявляемым ст. 241 УПК, в том числе разграничение квалификации вмененных в вину деяний;
5) соблюдены ли права обвиняемого на защиту, в том числе его право иметь защитника на предварительном следствии с момента обретения статуса подозреваемого или предъявления обвинения;
6) выдержан ли установленный УПК порядок предъявления обвинения и допроса обвиняемого.
В соответствии с приказом Генерального прокурора от 03.01.2013 г. № 1 "Об организации прокурорского надзора за исполнением закона органами уголовного преследования", надзирающим прокурорам предписывается в течение 72 часов с момента получения копии постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого проверять законность и обоснованность принятого решения, при согласии с ним делать отметку на копии постановления. В случае выявления нарушений закона принимать меры реагирования, предусмотренные ст. 34 УПК.
Генеральный прокурор также требует, чтобы после получения сообщения органа уголовного преследования о задержании лица в порядке ст. 108 УПК подчиненными прокурорами проверялись законность и обоснованность его задержания. При установлении факта незаконного задержания лица незамедлительно принимались меры по его освобождению и меры реагирования к виновным лицам. Также должен вестись учет лиц, задержанных на основании ст. 108, 111, 112 УПК.
Смотрите также
Реабилитация, возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органа, ведущего уголовный процесс
Институт возмещения вреда, причиненного
незаконными действиями органов, ведущих уголовный процесс, был заимствован гражданским
законодательством Республики Казахстан из норм ранее действовав ...
Конфискация как иная мера уголовно-правового характера
Выбирая тему для своего исследования,
я руководствовался целью изучить наиболее актуальные проблемы, которые стоят на
сегодняшний день перед законодательством нашей страны. Вновь введённый н ...
Признаки и функциональные особенности бандитизма
Бандитизм в его различных формах -
это чрезвычайно опасное преступление, известное в России с древнейших времен.
Состав бандитизма предусматривался и первым после 1917 г. УК РСФСР 1922 г. (с ...