История развития местного самоуправления
Страница 3

Не все реформы местного самоуправления дошли до Сибири. Но это не значит, что в сибирских городах и селах не было своих самоуправленческих традиций. В Государственном архиве Томской области кузбасские краеведы обнаружили формулярный список о службе кузнецкого купца 2-й гильдии Медникова Антона Константиновича: «выходец из государственных крестьян; образование получил домашнее; причислен в кузнецкие второй гильдии купцы в 1871 г.

; по выбору городского общества утвержден в должности кандидата городского старосты на три года с 1874 по 1877 гг.; в должности гласного по введению городового положения с 7 апреля 1877 г.; директором тюремного комитета с 10 июня 1881 г.; городским головой с 1 января 1881 г.; почетным блюстителем кузнецкого мужского приходского училища с 28 января 1882 г.; сделал взнос в пользу кузнецкого приходского училища 300 рублей за 1882, 1883 и 1884 гг…»

Этапным моментом в развитии местного самоуправления в России\ были земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы Александра II. Важно, что эти реформы были осуществлены вскоре после отмены крепостного права.

Положением о земских учреждениях создавались выборные земские собрания (губернские, уездные), которым поручалось общее заведование местными хозяйственными делами, включая школы, больницы, дома призрения и др.

Органами городского самоуправления после городской реформы являлись городская дума и городская управа. Но параллельно с ними на местах существовали органы государственной власти. Земские и городские органы не были подчинены местной государственной администрации, но свою деятельность они осуществляли под контролем министра внутренних дел и губернаторов.

Однако даже эти весьма ограниченные права местного самоуправления вызвали недовольство государственных чиновников, обращавших внимание государя на отсутствие единства и согласия в действиях правительственных и местных властей. Поэтому при Александре III положения о земских и городских учреждениях были пересмотрены в сторону усиления государственного влияния на принятие решений. Многие постановления местных органов власти по вопросам, входившим в их исключительную компетенцию, требовали утверждения губернатором. Городской голова, избираемый думой, подлежал утверждению губернатором и входил в систему министерства внутренних дел. Все городские чиновники всецело зависели от государственной системы и, чаще всего, наплевательски относились к решениям депутатов думы, так как это не влияло на их продвижение по службе, заработную плату и т.д.

Новая попытка проведения реформы местного самоуправления была предпринята после февральской революции 1917 г. 21 мая Временное правительство приняло пакет законов о земской и городской реформе. Была отменена цензовая (по наличию имущества) система выборов, отменены сословия, местное самоуправление должно было стать более независимым от государственной власти. В короткие сроки было воссоздано более 9,5 тысяч волостных земств. Однако довести до конца эту реформу не удалось, наступил октябрь 1917 года.

Советская власть и местное самоуправление

После победы советской власти органы земского и городского самоуправления были заменены системой советов. Идея местного самоуправления, предполагающая известную независимость и самостоятельность местных органов, вступила в противоречие с задачами государства диктатуры пролетариата.

В основу советской системы был положен принцип ее единства на всех уровнях власти с жесткой подчиненностью нижестоящих органов вышестоящим. Все советы действовали под контролем коммунистической партии. Выступления и демонстрации под лозунгом «За советы без большевиков» безжалостно подавлялись.

Однако необходимость скорейшего преодоления разрухи после гражданской войны вызвала к жизни новую экономическую политику (НЭП) с определенным допущением рыночных методов хозяйствования, некоторой децентрализацией власти и организацией хозяйственного самоуправления на местах. В течение 1920-1923 годов при сохранении партийного руководства под местное управление были переданы землеустройство, благоустройство, часть промышленности, водопровод и канализация, местный транспорт, пожарное, похоронное дело, появились муниципальные электростанции, стали создаваться коммунальные (муниципальные) банки.

В 1925 г. было принято Положение о городских советах, а в 1926 г. Положение о местных финансах, которые четко определили компетенцию и финансовые ресурсы местных советов в хозяйственной сфере. Активно развивалась в этот период муниципальная наука, крупнейшим представителем которой был профессор Л. А. Велихов. Его фундаментальный труд «Основы городского хозяйства» и сегодня сохраняет свою актуальность.

Страницы: 1 2 3 4 5

    Смотрите также

    Договор купли-продажи предприятия
    Дисциплина Гражданское право является одной из важнейших дисциплин изучаемых на факультете юриспруденции, так как это важнейшая основа для дальнейшей деятельности будущих юристов, особенно д ...

    Особенности расследования групповых и организованных преступлений
    В настоящее время преступность в России, в том числе и организованная, приобрела масштабы, угрожающие безопасности общества и государства. Так, в 2001 г. выявлено более 33,5 тыс. преступлени ...

    Понятие, предмет, метод, задачи и система уголовного права. Его соотношение с другими отраслями
    УП-совокупность юр норм, установленных высшими органами гос. власти, определяющих преступность и наказуемость деяния, основания уголов ответственности, виды наказаний и иных принудительных ...