Нормативно-правовые основы местного самоуправленияМатериалы / Проблемы и перспективы муниципального управления в современной России / Нормативно-правовые основы местного самоуправленияСтраница 1
Функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития его правовой базы.
Правовая база местного самоуправления — это система законодательных и иных нормативных актов, на основе которых функционирует местное самоуправление.
Правовая база местного самоуправления включает в себя:
Международно-правовые документы
Конституция РФ
Иные нормативные правовые акты РФ
Законодательные акты субъектов Российской Федерации
Международно-правовые документы
В силу прямого указания Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы нашей страны. При этом, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч.4 ст.15).
Вопросы местного самоуправления достаточно широко закреплены в международных документах. К международным актам, затрагивающим вопросы местного самоуправления, относятся такие акты, как Всеобщая декларация прав и свобод человека, Европейская хартия о местном самоуправлении и другие акты, принятые в рамках ООН или в ином порядке.
Среди международно-правовых документов, непосредственно направленных на регулирование местного самоуправления, в первую очередь можно выделить Европейскую хартию местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 г.). Данная Хартия определяет минимальные права местного самоуправления, которые должны быть гарантированы государствами, ее подписавшими.
Россия подписала Хартию 28 февраля 1996 г. и ратифицировала ее 5 мая 1998г. В случае противоречия любого положения российского законодательства Европейской хартии должны применяться нормы Хартии.
В I части Европейской хартии местного самоуправления содержатся основные принципы и гарантии местного самоуправления, которые должны быть отражены по возможности во внутреннем законодательстве государств, ратифицировавших Хартию (ст. 2). Среди них:
определение местного самоуправления как права и реальной способности органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. Данное право реализуется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования (ст. 3);
сочетание форм представительной и непосредственной демократии в системе местного самоуправления (ч. 2 ст. 3);
указание на то, что основные полномочия органов местного самоуправления устанавливаются конституцией или законом, что не исключает предоставления органам местного самоуправления иных полномочий для выполнения конкретных задач (ч. 1 ст. 4);
самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий (ч. 2 ст. 4);
субсидиарность в решении вопросов местного значения (ч. 3 ст. 4);
допущение изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, только с учетом мнения населения соответствующих территорий, в том числе путем проведения референдума там, где это допускается законом. В этом положении закреплен принцип стабильности территории местного самоуправления (ст. 5);
организационная самостоятельность местного самоуправления, многообразие форм его организации (ч. 1 ст. 6);
недопустимость произвольного вмешательства органов государственной власти в деятельность местного самоуправления при сохранении за органами государственной власти права административного контроля за деятельностью органов местного самоуправления в соответствии с законом (ст. 8);
закрепление права органов местного самоуправления на обладание достаточными собственными финансовыми ресурсами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих полномочий. Финансовые ресурсы органов местного самоуправления должны быть соразмерны полномочиям, предоставленным им конституцией или законом (ст. 9);
закрепление права органов местного самоуправления при осуществлении своих полномочий в рамках закона сотрудничать и вступать в ассоциацию с другими органами местного самоуправления для осуществления задач, представляющих общий интерес (ч. 1 ст. 10);
закрепление права органов местного самоуправления на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий и соблюдения закрепленных в Конституции или внутреннем законодательстве принципов местного самоуправления (ст. 11).
Смотрите также
Управление молодежной политикой
Общественно-экономические и
политические преобразования, происходящие в России, оказывают влияние на
обострение противоречий в обществе, в том числе и в системе управления
процессами социал ...
Понятие, предмет, метод, задачи и система уголовного права. Его соотношение с другими отраслями
УП-совокупность юр норм,
установленных высшими органами гос. власти, определяющих преступность и
наказуемость деяния, основания уголов ответственности, виды наказаний и иных
принудительных ...
Структура Министерства экономики Республики Татарстан
Я проходила производственную
практику в Министерстве экономики Республики Татарстан, в отделе
государственной поддержки инвестиционных проектов Управления инвестиционной и
инновационной дея ...