Понятие, основные характеристики и функции правовой политики
Страница 3

В рамках отраслевых юридических наук действительно сформирован заказ на построение «цепи» правовых решений в той или иной сфере права. Ее наличие позволяет говорить о формировании правовой политики известного направления и интенсивности.

Поэтому включение «отраслевиками» в тезаурус юридической науки понятия «правовая политика» объясняется возможностями этой научной конструкции обозначить реальные шаги власти в правовой сфере, позволяет оценить эти шаги с точки зрения рациональных оснований. И все же, оценивая в целом содержательную сторону разработанности, «научного веса» понятия «правовая политика» представителями отраслевых юридических наук, нельзя сказать, что здесь теория государства и права может почерпнуть для себя много новых подходов. Для ряда исследований отраслевого направления зачастую характерна нестрогость понятийного употребления, неконкретность формулировок, двусмысленности и т. п.

С нашей точки зрения, поиск понятия правовой политики лежит в следующей плоскости.

Во-первых, правовая политика – это, безусловно, деятельность: активная, порой эффективная, приносящая известный результат.

Во-вторых, это деятельность государства, его органов и других властных институтов общества.

В-третьих, это властная деятельность, т. е. правовая политика при необходимости осуществляется помимо нашей воли и вопреки каким-либо общественным и личным возражениям.

В-четвертых, это властная деятельность, которая осуществляется в правовых формах (посредством нормативно-правовых актов).

В-пятых, эта деятельность влечет правовые последствия, т. е. наступление, изменение, прекращение правоотношений.

В-шестых, это общественно значимая деятельность, которая получает политический, социально-экономический резонанс и известное общественное звучание.

В-седьмых, целями правовой политики является изменение общественных отношений, их положительная динамика.

В-восьмых, это деятельность, имеющая временной характер, т. е. это деятельность, осуществляемая во времени и пространстве, и поэтому она может принимать поэтапный (стадиальный) характер.

В-девятых, это деятельность, состоящая из государственно-правовых решений.

В-десятых, это деятельность, как правило, целевая, прогнозная, планируемая, программируемая.

Подводя итог сказанному, можно сформулировать следующее теоретико-правовое определение правовой политики.

Правовая политика — это властная, планируемая, общественно значимая деятельность государства (государственных органов), иных уполномоченных органов, осуществляемая в правовых формах, влекущая правовые последствия, направленная на изменение общественных отношений, имеющая длительный временной характер, состоящая из последовательных и взаимосвязанных государственно-правовых решений.

Данная дефиниция имеет то достоинство, что она носит универсальный характер, что выражается в охвате всех реальных актов правовой политики в современных условиях. В частности, нашим понятием правовой политики охватываются такие типичные «образцы» правовой политики, как создание законов парламентом, принятие постановлений правительством, вынесение решений судом по определенной категории дел, карательная политика судов, выражающаяся в тенденции вынесения определенных мер наказания по известной категории дел и т. д.

Методологическая культура исследования требует отграничения близких, но не тождественных понятий, таких как «правовая политика» и «государственная политика». Точный научный анализ требует такого разграничения. Отвечая на поставленный вопрос, заметим, что в социальном контексте указанные понятия имеют разный смысл и разное содержание в силу того, что предполагают разную деятельность государства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

    Смотрите также

    Автономии стран СНГ. Судебные органы зарубежных стран
    Крым имеет статус Автономной республики, закрепленный в Конституции Украины (раздел 10). В этом регионе действует собственная конституция, представительный орган – Верховная Рада Автономной ...

    Судебная власть в Российской Федерации
    Важнейшими инструментариями обеспечения конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина в условиях формирования в России гражданского общества является судебная власть. Одна из ...

    Законодательный процесс и законотворчество
    Законодательный процесс как конституционно-правовой институт Российского демократического федеративного правового государства обеспечивает главное, наиболее характерное направление деятельн ...