Соотношение правовой политики и права
Страница 3

Правовая политика не может быть оторвана от законодательства. "Поэтому оправданно использовать понятие "состояние законодательства", которое можно оценить с помощью ряда показателей. К ним относятся: а) мера отражения конституционных принципов; б) наличие базовых принципов; в) равномерность развития отраслей законодательства; г) соответствие принципам и нормам международного права; д) адекватность решаемым задачам экономического, социального и политического развития, обеспечения прав граждан; е) открытость и доступность; ж) уменьшение правонарушений.

Действие различных факторов ведет к изменениям в законодательстве (крупным, частым и т.п.) и, в конечном счете, к новому состоянию законодательства, что требует определить новые этапы его развития и применения". В правовой политике нельзя не учитывать этапы развития законодательства, выделяя при этом главную стратегическую цель, которая связана с принципами законодательства.

Данные показатели являются одновременно и критериями соответствия правовой политики действующему законодательству, тем реальным жизненным условиям, в которых оно реализуется.

"Состояние законодательства" имеет важным показателем реализацию конституционных принципов в нем. Здесь мы выходим еще на одну важную проблему нашего исследования правовой политики: ее незыблемые конституционные основания.

Подчинение правовой политики Конституции РФ есть признак правовой политики. Очевидно, что вся система российского законодательства должна быть подчинена базовым конституционным принципам. "Все более полно, - пишет Ю.А. Тихомиров, - проявляется тенденция усиления роли "конституционной доминанты" для правовой системы. Во-первых, Конституция как Основной закон занимает ведущее место в правовой системе, в отраслях законодательства. Во-вторых, Конституция обладает высшей юридической силой - все иные правовые акты издаются на основе и во исполнение ее положений, а в случаях расхождений действуют нормы Конституции. В-третьих, Конституция выступает мощным преобразующим фактором благодаря как прямому действию ее норм, так и ее нормативно-ориентирующему воздействию на процесс законотворчества. В-четвертых, конституционные понятия служат главным нормативно-правовым критерием толкования и применения всех юридических актов, совершения юридических действий.

К сожалению, выделенные черты Конституции, отражающие ее общее и особенное в системе российского законодательства, далеко не полностью реализуются в практике правотворчества и правоприменения". Для предотвращения и устранения противоречий ученый предлагает следующие средства. Первое - строгое следование в законодательстве смыслу и содержанию конституционных понятий и терминов. Второе - выделение критериев конституционности законов и иных актов, причем критериев не произвольных, а общепринятых. Третье - обеспечение правильного толкования конституции и законов.

Особое значение данные положения имеют при реализации конституционно-правовой политики на федеральном и региональном уровнях. Известно, что субъекты Российской Федерации создают собственные конституции, уставы, что разрешено федеральным законодательством. Вместе с тем наблюдаются противоречия между региональными законами и законами федеральными. Такое положение недопустимо. Законодательные противоречия приводят к отсутствию единой линии в правоприменении, создают определенный дискомфорт для органов государственного управления. Наличие договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектами не является основанием для нарушения Конституции РФ. Законодательные органы субъектов Федерации в своей деятельности не могут противоречить не только положениям Конституции РФ, но и смыслу, принципам, духу Основного закона.

Другим признаком является соответствие правовой политики интересам личности, общества и государства. Когда речь идет о политике, то всегда актуализируются интересы тех социальных групп, которые эта политика отражает. Представляется, что особенностью правовой политики является выражение интересов всех общественных слоев. Да и само право является общезначимой ценностью, в отношении которой нельзя использовать избирательные подходы. Право, выраженное как закон, обладает общеобязательной юридической силой для всех граждан. Если предположить, что правовая политика (при всей необходимости дифференциации ее отдельных направлений) не имеет общих основных принципов своей реализации, то это, в конечном итоге, может привести к неравенству граждан перед законом.

Страницы: 1 2 3 4 5

    Смотрите также

    Особое производство
    С развитием международных отношений Украина всё больше стремиться подвести национальное законодательство под соответствие международным стандартам. Растёт уровень правосознания в Украине. Гр ...

    Опека и попечительство как формы правовой защиты граждан
    В настоящее время в Республике Беларусь актуальной является проблема опеки и попечительства. На любом историческом этапе перед обществом стоят задачи обустройства детей, их жизнеобеспечения ...

    Приключения "Винни-Пуха" в Палате по патентным спорам, которая установила приоритет авторских прав переводчиков
    Индивидуальный предприниматель Александр Вольнов, полтора года назад лишивший другого бизнесмена прав на товарный знак "Винни-Пух", не смог зарегистрировать бренд на свое имя. Непреодолимым ...