Правовая политика и государственно-правовые режимыМатериалы / Основы теории правовой политики государства как самостоятельного политико-правового феномена / Правовая политика и государственно-правовые режимыСтраница 9
Сохраняются такие режимы с помощью аппарата принуждения и насилия армии. В отличие от демократического режима власти, где репрессивный аппарат действует в рамках закона, в авторитарном государстве средства насилия, наоборот, держатся на виду.
Власть, подчинение и порядок ценятся при авторитарном режиме правления больше, чем свобода, согласие и участие в политической жизни народа. В таких условиях рядовые граждане вынуждены повиноваться законам, платить налоги без личного участия в их обсуждении.
Существующие в авторитарных государствах для ширмы демократические институты реальной силы в обществе не имеют. Легализуется политическая монополия одной партии, поддерживающей режим. При этом режиме исключается деятельность других политических партий и общественных организаций. Отрицаются принципы конституционности и законности. Игнорируются разделения властей. Происходит строгая централизация всей государственной власти. Главой государства и правительства пожизненно становится лидер правящей авторитарной партии. Вождизм превращается в официальный государственный принцип. Теория и практика авторитарного правления были выражены в афоризме "Государство - это я", высказанном Людовиком XIV.
Представительные органы на всех уровнях, даже если и сохраняются, превращаются в декорацию, прикрывающую авторитарную власть. Господствующую роль играют вертикальные, иерархическо-бюрократические связи между институтами государства. Чаще всего наделена особой политической ролью армия.
Авторитарный режим обеспечивает власть индивидуального или коллективного диктата любыми средствами, в том числе прямым насилием. Им не допускается никакой конкуренции политических субъектов. Монополия на власть - принцип авторитаризма. Вместе с тем авторитарная власть не вмешивается в те области жизни, которые непосредственно не связаны с политикой. Относительно независимыми могут оставаться (но не обязательно остаются) экономика, культура, межличностные отношения. В известных пределах допускается также независимость личности. Государство дифференцировано от общества, в ограниченных рамках функционируют институты гражданского общества.
На основе вышеперечисленного можно выделить общие черты авторитарных режимов. К числу таких черт относятся следующие:
авторитарная власть имеет своим источником насильственный захват власти. Она не формируется народом и не ограничивается правом - кодифицированным либо обычным, опирающимся на традицию;
для нее характерно слияние законодательной, исполнительной и судебной властей, либо их формальное, показное разделение;
при авторитаризме власть опирается на административный, полицейский и военно-карательный аппарат, держится на неприкрытом насилии или возможности его непосредственного применения;
авторитаризм предполагает жесткий централизм управления, монополизацию власти в руках правящей элиты или вождя;
в социальном плане авторитаризм пытается стать выше классовых различий, выразить общенациональный интерес, что сопровождается социальной демагогией, популизмом;
во внешней политике для него характерны агрессивные имперские установки.
Необходимо знать и условия, при которых возникает авторитарный государственно-политический режим:
1. Социальный и политический кризис общества, выражающий переходный характер переживаемого времени. Для такого кризиса характерна ломка устоявшихся традиций, образа жизни, исторического уклада, которая связана с резкой модернизацией основных сфер общественной жизни и совершается в течение одного-двух поколений;
Смотрите также
Квалификация преступлений с оценочными признаками
Одним из обязательных условий
проведения в жизнь современной российской уголовной политики является
незыблемость ее основополагающих начал - принципов законности, равенства,
справедливости, ...
Конституционные правоотношения Российской Федерации и ее субъектов
В федеративном
государстве ее субъекты рассматриваются как государственные
(государственноподобные) образования, поэтому возникает проблема распределения
предметов ведения между федерацией ...
Обзор ряда вопросов по теории государства и права
ТГП в узком см - одна из
юридических наук, которую именуют ТГП. Как наука, ТГП – совокупность знаний,
представлений о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и
функционирован ...