Понятие стадий законодательного процесса
Материалы / Законодательный процесс и законотворчество / Понятие стадий законодательного процесса

Стадия законодательного процесса - урегулированная Конституцией Российской Федерации, и федеральными законами совокупность действий полномочных органов государственной власти по внесению, рассмотрению, одобрению, подписанию и опубликованию нормативно правового акта.

Иными словами это процесс рождения закона.

Можно выделить следующие стадии данного процесса:

1. Осуществление права законодательной инициативы.

2. Подготовка законопроекта к рассмотрению в Государственной Думе.

3. Рассмотрение проекта закона в Государственной Думе.

4. Одобрение закона или его рассмотрение в Совете Федерации.

Вместо этой стадии возможна другая, хотя и вовсе не обязательная: неодобрения закона Советом Федерации, Тогда следует другая - создание согласительной комиссии обеих палат, повторное рассмотрение закона в Государственной Думе, и его принятие простым большинством (если она согласна с Советом Федерации), либо 2/3 голосов (Дума не согласна). В последнем случае закон отправляется непосредственно Президенту. Кроме того, этой стадии может и не быть: если принятый Государственной Думой федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации, либо если он не был рассмотрен Советом Федерации в течении 14 дней.

5. Подписание и обнародование закона Президентом Российской Федерации. Некоторые авторы эту стадию разделяют на две самостоятельные: подписание закона Президентом или его отклонение; опубликование закона.

При отклонении закона Президентом (право вето) появляется дополнительная стадия - рассмотрение закона в обеих палатах и принятие предложений Президентом или преодоление вето 2/3 голосов, после чего следует подписание закона Президентом и его опубликование.

В справочной литературе можно встретить еще одну стадию предшествующую первой - предзаконодательный процесс, включающий в себя появление идеи, обоснование предложений о необходимости нового акта, и подготовка самого законопроекта. Таким образом, законодательный процесс на федеральном уровне может состоять из различного количества стадий. Некоторые авторы также в отдельные стадии выделяют чтения закона внутри Государственной Думы. Важно подчеркнуть, что, строго говоря, его нельзя ограничивать лишь рамками Федерального Собрания; хотя, разумеется, главная часть стадий приходиться именно на этот орган, активными участниками являются также Президент РФ; в определенной мере на прохождение и появление законопроектов влияют иные субъекты законодательного процесса.

    Смотрите также

    Организация деятельности и полномочия Конституционного суда Российской Федерации
    Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время в российском обществе происходят существенные преобразования практически во всех сферах государственной и общественной жизни. Основн ...

    Арендные отношения
    В ст. 606 ГК РФ договор аренды определен как обязательство, по которому арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временно ...

    Бюджетный процесс и бюджетный федерализм
    Согласно Конституции РФ должны быть разграничены предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами субъектов Федерации, в том числе в облас ...