Правовое регулирование территориальных вопросов в унитарных и федеративных
государствахМатериалы / Правовое регулирование территориальных вопросов / Правовое регулирование территориальных вопросов в унитарных и федеративных
государствахСтраница 6
А ведь согласно договору “О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан” от 15 февраля 1994 г.
Татарстан объединен с Российской Федерацией, а не образует ее вместе с другими субъектами. Договору придана большая юридическая сила по сравнению с Конституцией Российской Федерации (ч.II ст.IV). Асимметричность федерации при этом практически перерастает в фактический конфедерализм.Одной из характерных особенностей данного периода явилось то, что в борьбу за суверенитет включились края и области: принимаются “конституции” в Туле и Вятке, на Урале возникает идея объединения нескольких областей, а после ее краха Свердловская область принимает решение о своем преобразовании в Уральскую республику. В наиболее яркой и саркастичной форме указанные процессы проявились в провозглашении суверенитета Вологодской области.
С усилением федеральной власти роль и значение Федеративного договора вполне закономерно падали. Новое соотношение сил было закреплено в Конституции 1993 г., ставшей этапом, который характеризуется унификацией структуры Российской Федерации, приведением республиканских конституций в соответствие с Основным законом страны, процессом “десуверенизации” республик в составе России, укреплением позиций центральной федеральной власти, возвращением в единое конституционное пространство республик, преуспевших ранее в своем центробежном стремлении.
Из двух возможных способов развития России как единого государства: унитаризма с жестко централизованной системой управления и федерализма с децентрализованной системой управления, - российское общество выбрало второй. И притом не сразу. Даже В.И.Ленин долгое время подчеркивал отрицательное отношение марксистов к федерации и децентрализации. Но в структуре российского государства федеральные власти должны быть скорее всего заинтересованы не в победе одной из постоянно существующих в любом федеративном государстве тенденций: унитаризма и федерализма, а в нахождении некоего баланса сил, при котором в наибольшей степени будут соблюдаться принципы федеративного устройства России.
Главные из этих принципов:
1) государственная целостность;
2) единство системы государственной власти;
3) разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации;
4) равноправие и самоопределение народов.
На современном этапе развития российской государственности опасности полной дезинтеграции подвергает Россию не отрицание права наций на самоопределение или национальной государственности, как полагает тот же Э.В.Тадевосян , а полное исчезновение унитарного начала из государственно-правовой жизни.
Следует воспользоваться опытом германской правовой школы, согласно которой “равновесие между унитарными и федеративными элементами, поддерживающее всю систему, состоит в том, что федерации предоставлена наиболее существенная часть законодательной, а землям - административной компетенции”. Сам термин “унитаризм” не должен исчезнуть из российской государственной практики. При том, что меняется предназначение российского федерализма, переставшего быть только и исключительно средством решения национального вопроса, но выступающего как форма демократизации управления государством.
Смотрите также
Парафирование и подписание международных договоров
Государства заключают международные
договоры в лице своих высших органов государственной власти и государственного
управления. Порядок представительства государства при заключении договоров, ...
Обязанности и права родителей по воспитанию детей, в том числе приемных
Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей (ч.2
ст.38 Конституции Российской Федерации). Сегодня права детей не редко
нарушаются родителями. Между тем, забота о дет ...
Демократия - недостатки и пороки
Демократия – означает народовластие,
власть народа. Однако так ли это на самом деле? Очевидно, что демократия
обладает внутренне присущим ей механизмами и инструментами, обеспечивающими ее
...