Закрепление принципов правового государства в конституциях стран западной европы и в конституции Российской федерации
Материалы / Правовое государство / Закрепление принципов правового государства в конституциях стран западной европы и в конституции Российской федерации
Страница 1

Основной закон Федеративной Республики Германия от 23 мая 1949 г.

В ныне действующей конституции Германии, так же как и в других государствах Европы, закреплены принципы правового государства.

Наиболее ярко это проявляется в I разделе «Основные права».

Принцип гарантированности и незыблемости прав и свобод человека закреплен в 1 статье:

1. Достоинство человека неприкосновенно. Уважать и защищать его - обязанность всей государственной власти.

2. Посему немецкий народ признает неприкосновенные и неотчуждаемые права человека в качестве основы всякого человеческого сообщества, мира и справедливости на земле.

3. Нижеследующие основные права обязательны для законодательной, исполнительной и судебной власти как непосредственно действующее право.

Принцип равенства граждан перед законом закреплен статьей под номером 3, того же раздела:

1. Все люди равны перед законом.

2. Мужчины и женщины равноправны. Государство способствует действительному осуществлению равноправия мужчин и женщин и содействует устранению возникающих вредных последствий его нарушения.

3. Никому не может быть причинен ущерб или оказано предпочтение по признакам его пола, происхождения, расы, языка, его отечества и места рождения, его вероисповедания, религиозных или политических взглядов. Никто не должен ущемляться из - за своих недостатков (физических или умственных).

В конституции Федеративной Республики Германии очень ярко проявляется такой признак правового государства как принцип разделения властей. Причем особенно важное внимание уделено его вертикальному аспекту – отношениям федерации и земель. Это обусловлено исторической спецификой Германии. Данный принцип закреплен в разделе II «Федерация и Земли», а так же в разделах посвященных компетенции высших органов государственной власти – раздел III «Бундестаг»; раздел IV «Бундесрат»; раздел V «Федеральный президент»; раздел VI «Федеральное правительство» и раздел IX «Правосудие».

2. Конституция Французской Республики от 4 октября 1958.

Французская конституция, так же как и Конституция ФРГ, закрепляет ряд основополагающих признаков правового государства.

Статья 1 данной конституции провозглашает Францию «неделимой, светской, демократической, социальной Республикой», а так же закрепляет принцип равенства граждан перед законом.

«Франция является неделимой, светской, демократической, социальной Республикой. Она обеспечивает равенство перед законом всех граждан без различия происхождения, расы или религии. Она уважает все вероисповедания»

Французская конституция 1958 года закрепляет принцип разделения властей. В конституции отсутствует статья, прямо закрепляющая данный принцип. Однако соответствующий вывод возможно сделать по средством дедуктивного метода, исходя из наличия разделов разделяющих компетенцию высших органов власти республики. Это разделы: II «Президент Республики»; Раздел III. «Правительство»; Раздел IV «Парламент»; Раздел V «Об отношениях между Парламентом и Правительством», а так же Раздел VIII. «О судебной власти».

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.

Ныне действующая российская конституция является наиболее поздней из вышеприведенных основных документов стран Европы. Этим, на мой взгляд, и обуславливается заметно более конкретное закрепление правовых принципов обуславливающих существование правового государства.

Уже в части 1, 1 статьи Конституция провозглашает Россию именно правовым государством:

«Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»

Принцип гарантированности прав и свобод человека закреплен во 2 статье Конституции:

«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»

Статьи 10; 11 и 12 Конституции закрепляют принцип разделения властей, причем и в горизонтальном и в вертикальном смысле понимания данного термина:

Статья 10: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны»

Статья 11:

1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Страницы: 1 2

    Смотрите также

    Пересмотр постановлений и решений по делу об административном правонарушении
    Важной гарантией законности и обоснованности применения административных взысканий является существование стадии пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушени ...

    Расследование преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков
    Злоупотребление наркотиками и их незаконный оборот продолжают -оказывать все более разрушительное воздействие на развитие мирового сообщества, провоцирует политическую и социально-экономиче ...

    Организационно-правовые основы деятельности органов власти с обращениями граждан
    Во все времена органы государственной власти и управления особое внимание уделяли организации взаимоотношений с населением. Еще в древности государственная власть и ее исполнительно-распоряд ...