Ответственность главы государства
Страница 1

С момента вступления в должность и на весь срок ее исполнения Президент России обладает неприкосновенностью, что закреплено в статье 91 Конституции. В данном случае под неприкосновенностью, помимо физического аспекта, надо понимать и неприкосновенность в любом виде правовой ответственности.

В то же время на Президента, как высшее должностное лицо, представителя государства, возложена ответственность за свои действия.

Ответственность Президента максимальна и является следствием полномочий, которыми он наделен. А последствия нарушений, допущенных главой государства, могут носить катастрофический характер, влиять на жизнь всей страны и каждого в частности.

Президент Российской Федерации занимает особое положение среди других органов и должностей государственной власти. Это выражается в отсутствии подчиненности при осуществлении своих должностных обязанностей. Таким образом, Президент одновременно выступает как субъект конституционной ответственности (ответственный за нарушение конституционных норм) и как лицо, полномочное применять санкции конституционной ответственности к иным структурам и должностным лицам.

Надо признать, что положение главы государства несет особый характер нарушений Конституции России, допущенных им. И общественная опасность здесь максимальна.

Не смотря на то, что основной закон допускает случаи привлечения главы государства к уголовной ответственности, основанием для которого может служить лишь государственная измена или иное тяжкое преступление, по - сути, действующее законодательство России предусматривает лишь один вид конституционно-правовой ответственности Президента - в Конституции Российской Федерации эта процедура именуется как "отрешение".

Отрешение Президента от должности - это мера конституционно-правовой ответственности главы государства за тяжкое преступление, реализуемая в форме принудительного отстранения лица, избранного Президентом РФ, от высокой должности и применяемая к нему компетентными органами государственной власти в надлежащем процессуально-правовом порядке с целью защиты конституционных ценностей. В зарубежных странах такая процедура называется импичмент. Впервые в Российской Федерации процедура отрешения была введена в 1991 году вместе с создание поста Президента.

Порядок отрешения и основания для его осуществления, закреплены в Конституции Российской Федерации и отличаются от первоначально закрепленной процедуры. В процедуре задействованы основные институты верховной власти государства, в связи с этим данная процедура является юридически усложненной. Действующая Конституция РФ также установила такие основания для постановки вопроса об отрешении, при которых оно практически невозможно. Согласно статьи 93 Конституции отрешение от должности может быть осуществлено Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Но тут же возникает вопрос о полномочиях Государственной Думы, она не обладает никакими специальными процессуальными полномочиями. Как следствие выдвинуть обвинение в адрес Президента становиться весьма затруднительным. Так же, по нашему мнению, следует отметить, что государственная измена, согласно Уголовному кодексу Российской Федерации, относится к особо тяжким преступлениям, тогда как основной закон предусматривает ответственность главы государства только лишь за тяжкие преступления. Это связано с тем, что на момент принятия Конституции России, в Уголовном кодексе существовала специальная статья, в которой были указаны все тяжкие преступления. А в Уголовном кодексе 1996 года дана новая классификация преступлений, согласно которой они подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления. Формально получается, что глава государства может обвиняться только в тяжких преступлениях – срок лишения своды от 5 до 10 лет, но не в особо тяжких преступлениях – свыше 10 лет. Получается, что лицо, занимающее пост Президента Российской Федерации, совершившее деяние, которое является уголовным преступлением, не может быть отрешено от должности. То есть основной закон не исключает того, что уголовный преступник вправе оставаться на посту Президента.

Страницы: 1 2

    Смотрите также

    Организационные аспекты деятельности судов
    На людях, призванных служить делу суда и управления, лежит нравственная обязанность пред родиной и пред русским народом охранить этот суд от порчи и способствовать его укоренению в русской ж ...

    Правовое государство
    Принцип правового государства закреплен Российской конституцией 1993 года. Со дня принятия данной конституции, 12 декабря 2013 года исполняется 20 лет. Несмотря на это, абсолютное большинст ...

    Совершенствование управлением муниципальным дорожным строительством и содержанием дорог местного значения в Курской области
    Современный мир многолик и многообразен, и порой, время бежит впереди наших дел. С невероятной скоростью в мире появляются новые модели машин , которые ездят намного быстрее , потребляют нам ...