Система нормативно-правовых актов, регулирующих привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику
Материалы / Правовое регулирование иностранных инвестиций в России и в зарубежных странах / Система нормативно-правовых актов, регулирующих привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику
Страница 2

В международной практике под прямыми иностранными инвестициями понимается «перемещение материальных и нематериальных объектов гражданских прав из одной страны в другую с целью их использования в этой стране для увеличения благосостояния под полным или частичным контролем собственника (иностранного инвестора) таких объектов гражданских прав».

По мнению большинства авторов, занимающихся проблемой прямых иностранных инвестиций, данное определение наиболее широкое и адекватное.

В практике Международного валютного фонда, что, в частности, отражено в Руководстве МВФ по платежным балансам, прямые иностранные инвестиции определяются как инвестиции, сделанные инвестором для приобретения долгосрочного права в предпринимательской деятельности, которая осуществляется в форме, отличной от формы предпринимательской деятельности инвестора, а также с целью получения реального доступа к управлению данной предпринимательской деятельностью.

Приведенное определение корреспондирует положениям российского законодательства. В ФЗ об иностранных инвестициях под прямыми иностранными инвестициями понимается приобретение иностранным инвестором не менее 10 % доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством России; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого в Российской Федерации; осуществление на территории России иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности СНГ от 3 ноября 1995 г., таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей (ст. 2 ФЗ об иностранных инвестициях).

Очевидно, что приведенные выше определения иностранных инвестиций и прямых иностранных инвестиций, взятые из международной и российской практики, являются равнозначными по сути, что подчеркивает согласованность подхода российского законодательства к проблеме регулирования иностранных инвестиций в национальном законодательстве в соответствии со сложившейся международной практикой.

Принят Федеральный закон от 29.04.2008 № 57-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (далее - ФЗ № 57-ФЗ). Можно сказать, что он открывает новую фазу развития российского инвестиционного законодательства. Согласно ч. 1 ст. 2 ФЗ № 57-ФЗ он «регулирует отношения, связанные с осуществлением иностранными инвесторами или группой лиц инвестиций в форме приобретения акций (долей), составляющих уставные капиталы хозяйственных обществ», т.е. отношения между частными лицами, являющимися субъектами гражданского права. По своей сути он содержит два следующих основных правила для иностранных частных инвесторов.

1. Приобретение иностранным инвестором десяти и более процентов уставного капитала российской компании, осуществляющей пользование участком недр федерального значения, или 50 и более процентов уставного капитала компании, относящейся к перечню, установленному ст. 6 ФЗ № 57-ФЗ, требует предварительного согласования с Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, действующей на основании Постановления Правительства РФ (далее соответственно - Правительственная комиссия и Постановление № 510). Такое согласование требуется и в случае, когда иностранный инвестор получает лишь косвенный контроль за акциями или долями участия в капитале российского хозяйственного общества, причем, даже если эти сделки осуществляются за рубежом (п. 5 ст. 2). В случае, когда иностранный инвестор прямо или косвенно получает возможность обеспечить избрание своего представителя в совет директоров российского хозяйственного общества, осуществляющего пользование участком недр федерального значения, а такой совет директоров насчитывает девять и менее членов, то соответствующая сделка также подлежит предварительному согласованию. Наконец, если иностранный инвестор представляет собой организацию, находящуюся под контролем иностранного государства, то за предварительным согласованием такой организации следует обращаться в Правительственную комиссию при приобретении 25 и более процентов российской компании, просто входящей в перечень, предусмотренный Постановлением № 510, и/или при приобретении пяти и более процентов компании, осуществляющей пользование участком недр федерального значения.

Страницы: 1 2 3 4

    Смотрите также

    Социальные стандарты жизни
    Современная ситуация, сложившаяся в социальной сфере, характеризуется сложностью, неоднозначностью и противоречивостью. Недостаток реальных финансовых ресурсов в государстве и регионах, как ...

    Судебная власть в Российской Федерации
    Важнейшими инструментариями обеспечения конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина в условиях формирования в России гражданского общества является судебная власть. Одна из ...

    Правовое государство
    Принцип правового государства закреплен Российской конституцией 1993 года. Со дня принятия данной конституции, 12 декабря 2013 года исполняется 20 лет. Несмотря на это, абсолютное большинст ...