Взаимодействие и формирование системы права и системы
Материалы / Система права и законодательства / Взаимодействие и формирование системы права и системы
Страница 2

"Пограничный" правовой институт может прогрессировать в нескольких течениях. Допустим вариант, когда он будет прогрессировать предпочтительно как институт "начальной" ветви права.

В данном эпизоде привнесённые черты иной смежной однородной ветви права будут занимать наименьший удельный вес в регламентации данных связей и понемножку всё потеряет свой совокупный нрав. Допустимо и прямо противоположное явление, когда по мере становления "пограничного" отношения число заимствований будет постоянно возрастать, это неотвратимо обозначает переход данного правового института в систему смежной однородной ветви. В конце концов, допустим и вариант становления социальных отношений, приводящий к возникновению новых качеств и свойств "пограничного" института и к образованию в будущем новой ветви права.

Кроме наличия социальных отношений, регулируемых "пограничным" институтом, для перевоплощения последнего в новую ветвь права нужным фактором и сразу - знаком такого перевоплощения - выступает происхождение новых, свойственных только данной группе правовых отношений представлений и устройств, а также образование Общей части, содержащей тезисы и всеобщие начала, распространяющиеся в равной мере на все регламентируемые данной ветвью отношения.

Образование очередного правового института, а тем больше новой ветви права в основном не проходит бесследно для системы права. Прежде всего, это обстоятельство зачастую служит причиной для повышения комплексности отраслевых в своей основе законов и подзаконных актов. Помимо того, "пограничные" правовые институты неоднократно оформляются намеренно отведённым им комплексными нормативными актами.

Преобразования, протекающие в системе права, определены целым комплексом многообразных причин объективного и субъективного свойства. Не последнюю роль среди них играет трансформация системы права под воздействием процессов интеграции, дифференциации, а также уменьшения либо расширения среды правового регулирования. Преобразования системы права позволено отслеживать, правда и в различных объёмах, во всех трёх её структурных формированиях: иерархической, федеративной и отраслевой.

В иерархической подсистеме на протяжении последних десяти лет отслеживается последующее повышение множественности нормативных актов. Если в начале настоящего периода речь шла предпочтительно о неугодном повышении в объёме действующих нормативных правовых актов удельного веса подзаконных актов (прежде всего ведомственных), то нынче обстановка несколько другая. "На поток" установлено издание законов как на федеральном, так и на территориальном уровнях, правда в деятельности законодателя становится особенно приметным "мелкотемье", также возрастает число декларативных и не обеспеченных устройством реализации законов и др.

По-прежнему неудовлетворительно решен вопрос о соотношении законов и указов, подзаконности последних и праве Президента РФ компенсировать пробелы, имеющиеся, по его суждению, в праве. Содействовать решению названных и иных вопросов могло бы ссрочное принятие (уже прошедшего в Государственной Думе первое чтение) плана Федерального Закона "О нормативных правовых актах РФ". Основным положением настоящего плана является круг вопросов, которые могут быть урегулированы только законом. Напротив остаётся вероятность знакомой обстановки в 1998 году с "временным целевым сбором", когда Правительство РФ, не смогши "протащить" в Думе план закона о повышении тарифа отчислений в Пенсионный фонд с заработной платы с 1 до 5 процентов (налогообложение, а равно и тарифы отчислений в государственные внебюджетные фонды - компетенция законодательной власти), приняло Постановление о "временном целевом сборе", которое вводило добавочный 2-процентный "сбор" и являлось фактическим увеличением тарифа до 3 процентов, да ещё с двойным налогообложением. Незаконность настоящего Постановления обуславливалась самой его формулировкой, гласившей, что "непостоянный целевой сбор" будет действовать до принятия Федеральным Собранием поправки к закону о повышении указанного тарифа до 5 процентов. Ясно, что после изменения Правительства это нелепое Постановление было отменено. Впрочем, задача исключительной компетенции законодательной власти и круга вопросов, которые могут быть урегулированы только законом, сберегается.

Страницы: 1 2 3 4

    Смотрите также

    Конституционные права и свободы гражданина в России
    Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. Это — сердцевина конституционного ст ...

    Право собственности граждан
    Право собственности в качестве системы социально-экономических отношений изучается с момента возникновения правоведения как науки. Это вполне объяснимо экономическим, политическим и иным зн ...

    Разгосударствление и приватизация
    Наша Республика Беларусь находится на стадии перехода к рыночной экономике и поэтому тема, посвященная приватизации государственной собственности является актуальной. В последние годы пра ...