Следы транспортных средств
Материалы / Криминалистическое учение о следах / Следы транспортных средств
Страница 2

База автомобиля - это расстояние между осями передних и задних колес. У полуприцепов различают общую базу автомобиля (расстояние между 1-й и 3-й осью) и базу тележки (расстояние между второй и третьей осью).

Базу автомобиля замеряют по следам остановки (четкие, глубокие следы или проталины в снегу) или в том месте, где транспортное средство разворачивалось с применением заднего хода.

Определив вид транспортного средства, переходят к установлению модели. Для этого наряду с установленными ранее признаками (база, колея) используют такие признаки, как ширина беговой части протектора, рисунок протектора, наружный диаметр колеса.

Ширину беговой части протектора измеряют на участке с четким отображением рисунка, от одного его края до другого. Рисунок протектора (форма, взаимное расположение и размеры грунтозацепов), отобразившийся в следе, фотографируют, все элементы рисунка замеряют и заносят данные в протокол. Затем с помощью специалиста определяют, какому транспортному средству (какой модели, группе моделей) соответствует данная ширина колеи и модель протектора с данным рисунком.

Сведения, полученные при совокупной оценке всех признаков, используются для поиска транспортного средства.

При обнаружении транспортного средства возможна его идентификация и по отображению признаков дефектов протектора.

Наряду с идентификационными задачами по следам ходовой части транспортных средств решают и задачи диагностические (например, определение направления движения и режима движения (факта торможения, остановок и др.).

При определении направления движения автомобиля можно использовать признаки, приводимые в справочниках для следователей.

О торможении судят по уменьшающейся четкости отображения рисунка протектора, по изменению рисунка, наличию поперечных полос. Если при полном торможении возникли следы «юза» (скольжения), то их используют для установления скорости движения транспортного средства перед его остановкой (автотехническая экспертиза). Для этого замеряют длину следов задних колес или общую длину следа торможения, из которой вычитают величину базы автомобиля.

Все выявленные признаки следов ходовой части отражают в протоколе осмотра места происшествия.

Если на месте происшествия обнаружены следы транспортного средства на гусеничном ходу, то замеряют и фиксируют ширину колеи (расстояние между серединами следов гусениц); ширину следов гусениц (траков); конфигурацию и размеры следов звеньев (траков, башмаков); количество, форму и размеры следов грунтозацепа звена (трака). Те же правила применяются при осмотре следов, оставленных колесами гужевого транспорта (повозки, телеги, арбы).

Наряду со следами колес фиксируют и следы копыт (подков, лап) животных, используемых для передвижения. Отображение копыт (подков, лап) позволяет судить о виде животного (лошадь, вол, верблюд), признаках походки (дорожка следов ног животного), о направлении и виде движения (шаг, рысь, галоп), об общих и частных признаках копыта или подковы. По этим признакам при благоприятных обстоятельствах осуществляется идентификация животного.

Следы ходовой части транспортного средства фиксируют так же, как следы ног человека. Значительный по протяженности след фотографируют методом линейной панорамы. Отдельно фотографируют участки с наиболее четко выраженным рисунком протектора. Все снимки делают с применением масштабной линейки. С наиболее четкого участка протектора, где отобразились индивидуализирующие признаки, изготавливают гипсовый слепок.

Страницы: 1 2 3 4 5

    Смотрите также

    Арендные отношения
    В ст. 606 ГК РФ договор аренды определен как обязательство, по которому арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временно ...

    Трудовой договор
    Согласно международному и российскому законодательству, работники и работодатели не только состоят в правоотношениях и участвуют в правоприменении, но и обладают правом на участие в правово ...

    Губернатор Петербурга подписал закон о платной эвакуации автомобилей, которая ранее была отменена из-за злоупотреблений
    Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко подписал закон об оплате расходов за доставку неправильно припакованных машин на спецстоянку, передает ИА REGNUM. Данный документ вступит в силу уже с ...