Пенсионное обеспечение граждан, работающих по трудовому
договоруМатериалы / Пенсионное обеспечение работающих по трудовому договору и военнослужащих / Пенсионное обеспечение граждан, работающих по трудовому
договоруСтраница 7
В современных условиях социальная защита населения - это система социально-экономических отношений, которая реализуется посредством государственных и общественных мер, предупреждающих и защищающих любого члена общества от возникновения экономической, социальной, физической деградации, связанной с общественными рисками в сфере благосостояния, здоровья, природных и техногенных катастроф.
Социальная защита населения реализуется через государственную систему материального обеспечения и социального обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми и отдельных лиц. Это значит, что в любой развитой стране каждый человек имеет право на социальное обеспечение (Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, 1966 г.). В Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой в России в 1991 г, закреплено право каждого на социальное обслуживание по старости, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца и в иных установленных законом случаях, право на квалифицированную медицинскую помощь в государственной системе здравоохранения. Кроме того государство обеспечивает защиту материнства, младенчества, права детей-инвалидов. В связи с этим все большую актуальность приобретает важнейший элемент социальной защиты населения - пенсионное обеспечение, которое строится по принципам социального страхования и социального обеспечения для отдельных категорий граждан.
В период с 1991 по 2002 гг. в России использовалась распределительная система пенсионного обеспечения. Её суть заключалась в механизме солидарности поколений, так как те, кто сегодня содержат пенсионеров, сами в старости окажутся на содержании следующего поколения. Неэффективность распределительной системы особенно ярко проявляется на фоне современной демографической ситуации в нашей стране и во всем мире в целом. Начиная с 1 января 2002 года в Российской Федерации началась реализация крупномасштабной пенсионной реформы. Реформа являлась составной частью структурных преобразований в экономике и социальной политике государства, ее цель - создание многоуровневой пенсионной системы, позволяющей обеспечить гражданам возможность получения достойной пенсии после окончания трудовой деятельности. В результате реформ в настоящее время в России сложилась трехуровневая система пенсионного обеспечения, состоящая из государственного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования и негосударственного (дополнительного) пенсионного обеспечения. Эта система отличается от ранее действовавшей радикальными изменениями в блоке обязательного пенсионного страхования, а также укреплением роли дополнительного пенсионного обеспечения и роли негосударственных пенсионных фондов в системе пенсионного обеспечения.
Трёхуровневая система осуществляет переход от распределительной системы пенсионного обеспечения к системе с преобладанием страхового принципа, что повышает устойчивость пенсионной системы. Помимо этого, за счёт большей дифференциации пенсий выросла заинтересованность граждан (особенно со средними и высокими доходами) в участии в пенсионной системе, а значит и в легализации своих заработных плат.
Во многом успех преобразований зависит от того, удастся ли путем осуществления запланированных изменений стимулировать увеличение доли фиксируемой заработной платы в стране и, таким образом, обеспечить своеобразное самофинансирование пенсионной реформы. Важно усилить зависимость пенсии от продолжительности трудовой деятельности посредством связи базовой части пенсии с трудовым стажем, выгодными будут также меры, стимулирующие поздний выход на пенсию лиц, достигнувших пенсионного возраста. Закон о софинансировании действует в рамках подобной инициативы. Но отсутствие массовой разъяснительной работы влечет за собой пассивность со стороны будущих пенсионеров.
Соответственно важнейшим внутренним фактором, препятствующим совершенствованию пенсионной системы в России, является низкая финансовая грамотность населения, что мешает активному участию населения в реорганизации пенсионного обеспечения. Опыт развитых стран показал, что активное участие работников в организации собственной пенсии вследствие традиционно большого опыта в самоорганизации, а также высокой финансовой грамотности реально способствует росту эффективности пенсионного обеспечения.
Смотрите также
Личные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации
Основной закон государства – Конституция, в первой
своей главе «Основы конституционного строя» декларирует положение о том, что
«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью госуда ...
Стадии гражданского процесса
Предметом исследования являются
правила осуществления стадий гражданского процесса. Цель работы состоит в
выявлении стадий гражданского процесса. Основные задачи – определение понятия
гражд ...
Хозяйственный договор
Предпринимательская
деятельность на территории Республики Беларусь осуществляется посредством
совершения гражданско-правовых сделок, так как в процессе осуществления предпринимательской
дея ...