Обеспечение безопасности на муниципальном уровне
Материалы / Муниципальная политика в сфере общественной безопасности / Обеспечение безопасности на муниципальном уровне
Страница 2

В систему общественной безопасности на территории муниципального уровня входят направления деятельности, представленные в приложении №4.

Социальной основой муниципального образования является местное сообщество.

Данная категория в федеральном законодательстве не употребляется, однако ее можно встретить в нормативных актах некоторых субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Местное сообщество определяется, например, в Уставе города Перми как население, проживающее на территории муниципального образования и объединенное общими интересами в решении вопросов местного значения. Его признаками являются: компактность постоянного или преимущественного проживания населения на определенной территории, обозначенной географическими, экономическими, экологическими и иными границами; относительная ресурсная обеспеченность для удовлетворения основных потребностей населения; устойчивая способность к воспроизводству территориальной группы населения, среды жизнедеятельности за счет внутренних и внешних ресурсов системы; осознание большинством жителей своей принадлежности к местному сообществу, их социальная самоидентификация; наличие общих потребностей в организации условий производства, проживания, психологического комфорта и безопасности, отдыха; наличие элементов самоуправления. Население, составляющее местное сообщество, заинтересовано в защищенности своих интересов, от чего зависит устойчивое развитие всего муниципального образования. Следовательно, безопасность является социально ценным состоянием местного сообщества, определяющим деятельность органов местного самоуправления, государственной власти, общественных объединений и отдельных граждан.

Тем не менее, местное сообщество само по себе не является субъектом правоотношений и может получить легитимацию только в форме муниципального образования. Поэтому не следует считать местное сообщество самостоятельным объектом муниципальной безопасности, тем более что муниципальное образование не сводится к местному сообществу, включая также территорию, промышленный комплекс, ресурсы и т.д.

Вопрос о субъектах муниципальной безопасности требует особого рассмотрения. В настоящее время налицо тенденция расширения компетенции органов местного самоуправления в данной сфере. Еще раньше высказывались мнения о целесообразности «муниципальной ответственности» за обеспечение муниципальной безопасности, в частности пожарной безопасности муниципальных образований.

Таким образом, наверное, неверно возлагать ответственность за обеспечение муниципальной безопасности полностью или преимущественно на местное самоуправление. Во-первых, это противоречит Конституции Российской Федерации. Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства, а гарантом защиты прав и свобод человека и гражданина, согласно ст. 2 и ст. 45 Конституции Российской Федерации, является именно государство. Обеспечение безопасности, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации, относится к предметам совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Федеральный закон «О безопасности», хотя и относит органы местного самоуправления к субъектам безопасности, все же отводит главную роль в данной сфере органам государственной власти Российской Федерации. Во-вторых, практика показывает, что самостоятельное обеспечение безопасности органами местного самоуправления зачастую неэффективно в силу отсутствия реальных возможностей, главным образом – финансовых. В-третьих, система безопасности в любой сфере подразумевает единую вертикаль управления. Органы же местного самоуправления, в силу ст. 12 Конституции Российской Федерации, не входят в систему органов государственной власти, что создает проблему обеспечения единства системы безопасности в масштабах страны.

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    Тактические приемы, применяемые следователем при расследовании преступлений
    Сколько человечество помнит себя, на протяжении всего этого времени происходят преступления. Долгие годы криминалисты искали разнообразные пути оптимизации процесса расследования преступных ...

    Конфискация как иная мера уголовно-правового характера
    Выбирая тему для своего исследования, я руководствовался целью изучить наиболее актуальные проблемы, которые стоят на сегодняшний день перед законодательством нашей страны. Вновь введённый н ...

    Особое производство
    С развитием международных отношений Украина всё больше стремиться подвести национальное законодательство под соответствие международным стандартам. Растёт уровень правосознания в Украине. Гр ...