Обеспечение общественного порядка в муниципальном
образованииМатериалы / Муниципальная политика в сфере общественной безопасности / Обеспечение общественного порядка в муниципальном
образованииСтраница 1
Общественный порядок – основа нормальной жизни муниципального образования, функционирования местной демократии, необходимое условие реализации прав и свобод граждан.
Общественный порядок характеризует состояние местной жизни муниципального образования, уровень правовой культуры и правосознания муниципальных служащих, граждан, их объединений.
Важное значение для упорядочения общественного порядка имеет урегулированность вопросов местной жизни.В соответствии со статьей 132 Конституции РФ на органы местного самоуправления возложено обеспечение общественного порядка. Охрана общественного порядка на территории муниципального образования входит в обязанности органов полиции, которая находится в системе МВД и подразделяется на криминальную полицию и полицию общественной безопасности. Задачами последней являются обеспечение безопасности личности, охраны собственности, общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие некоторых категорий преступлений и розыск отдельных категорий лиц. К полиции общественной безопасности относятся службы участковых уполномоченных, подразделения ГИБДД
(Государственной инспекции безопасности дорожного движения), подразделения полиции вневедомственной охраны и некоторые другие.
Обеспечение безопасности, законности и правопорядка на территории муниципального образования осуществляется за счет:
- контроля за соблюдение законности на территории муниципального образования (как правило, речь идет о прокурорском надзоре, хотя и иные органы публичной власти могут обладать соответствующими контрольно-надзорными полномочиями);
- применения мер государственного принуждения (как правило, речь идет о привлечении к административной ответственности за правонарушения, связанные с осуществлением местного самоуправления);
- охраны общественного порядка, которая осуществляется преимущественно полицией;
обеспечения безопасности граждан.
Органы местного самоуправления могут наделяться дополнительными полномочиями в сфере обеспечения законности и правопорядка, защиты прав граждан. Так, в ст. 44 Федерального закона от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 (в ред. от 23 июля 2008 г.) «О защите прав потребителей» закреплено, что в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе:
1) рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;
2) обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).
Для обеспечения защиты прав потребителей органы местного самоуправления самостоятельно формируют соответствующие структуры.
В соответствии со ст. 37 Основ законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 (в ред. от 30 декабря 2008 г.) в случае отсутствия в поселении нотариуса, глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения имеют право совершать следующие нотариальные действия:
1) удостоверять завещания;
2) удостоверять доверенности;
3) принимать меры по охране наследственного имущества и в случае необходимости меры по управлению им;
4) свидетельствовать верность копий документов и выписок из них;
5) свидетельствовать подлинность подписи на документах.
На основании Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления должны участвовать в решении довольно большого числа вопросов, связанных с обеспечением безопасности и поддержанием правопорядка. Причем часть вопросов имеет статус «вопросов местного значения» (табл. 17.1.1), а часть – «прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения» (табл. 17.1.2)
В решении задач по обеспечению охраны общественного порядка, соблюдению законности, защиты прав и свобод граждан на территории муниципального образования участвуют различные комиссии. Как правило, создаются административные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних, наблюдательные комиссии. Следует обратить внимание, что в отдельных случаях решение о создании соответствующей комиссии принимается органами местного самоуправления и связано с решением соответствующего вопроса местного значения. Однако зачастую создание этих комиссий происходит при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных соответствующему органу местного самоуправления.
Смотрите также
Понятие и основы местного самоуправления
Территория любого государства
(кроме «карликовых государств» — Науру, Тувалу и др., где на мелких островах
проживают иногда лишь 7—10 тыс. человек) разделена на административные единицы.
Он ...
Договор купли-продажи предприятия
Дисциплина Гражданское право является одной из
важнейших дисциплин изучаемых на факультете юриспруденции, так как это
важнейшая основа для дальнейшей деятельности будущих юристов, особенно д ...
Военно-политический основы военной доктрины Российской Федерации
Доктрина (лат. doctrine) - учение, научная или философская
теория, политическая система, руководящий теоретический или политический
принцип.
Военная доктрина - система
официальных взгляд ...