Система права и система законодательства РБ.Материалы / Ответы на вопросы контрольной работы по праву / Система права и система законодательства РБ.Страница 2
Частное право регулирует общественные отношения, обеспечивающие частные интересы, автономию и инициативу индивидуальных, юридически равноправных собственников в их имущественной деятельности и в личных отношениях.
В состав частного права входит гражданское, семейное, банковское, трудовое, торговое право.Разделение права на публичное и частное носит условный характер. Государство все активнее вторгается в регулирование цен, налогов, запретов, лицензирования, квотирования, предоставления льгот, т.е. частная жизнь теряет свой автономный характер, поскольку в каждом отдельном акте гражданского оборота затрагивается и публичный интерес. С другой стороны все более публичный интерес складывается из частных интересов свободных, автономных собственников, все более ориентируется на них.
Система права затрагивает также проблемы соотношения национального и международного права. Международное право – это правовая система, регулирующая отношения между государствами, а также между иностранным государством и гражданином и между гражданами разных государств. Существует два типа соотношения норм международного и национального права. В первом случае общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры государства входят в систему его национального права, причем приоритет отдается нормам международного права (Российская Федерация, ФРГ). В другом случае государство признает приоритет общепризнанным принципом международного права и обеспечивает соответствие им законодательства, не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции этого государства (Республика Беларусь).
Отрасли права Республики Беларусь[2]
.
Конституционное (государственное) право определяет:
• основы государственного и общественного строя;
• правовое положение личности;
• систему органов государственной власти;
• государственное устройство (территориальную организацию) и другие важнейшие положения.
Административное право содержит нормы, которые регулируют:
• деятельность исполнительно-распорядительных органов государства (президента, правительства, министерств, ведомств, местных органов управления);
• правовое положение государственной службы;
• административную ответственность.
Финансовое право регулирует:
• отношения по сбору налогов;
• формированию государственного бюджета;
• расходованию государственных средств, их распределению и т.п.
Гражданское право регулирует:
• имущественные отношения (купли-продажи, займа, собственности, наследования и т.п.);
• некоторые личные неимущественные отношения (например, защита чести и достоинства, право на имя и т.п.).
Семейное право регулирует: имущественные и личные неимущественные отношения, но лишь в сфере брачно-семейных отношений.
Земельное право регулирует владение, пользование распоряжение землей.
Экологическое право регулирует охрану природы во всех ее сферах (вода, воздух, растительный и животный мир, недра) и природопользование.
Трудовое право определяет:
• условия возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений;
• устанавливает продолжительность рабочего времени и времени отдыха;
• регулирует вопросы охраны труда, трудовой дисциплины и др.
Уголовное право определяет, какие общественно опасные деяния являются преступлениями и, соответственно, какие наказания за их совершение могут быть назначены.
Правотворческий орган с учетом потребностей практики, целями и удобством государственного управления в той или иной сфере общественной жизни может по своему усмотрению объединить нормативные акты, поместить нормы различных отраслей права в один акт и т.д. На основе всего этого законодатель формирует систему законодательства, которую можно определить как совокупность нормативно-правовых актов (внешний форм выражения юридических норм), расположенных в соответствии с системой права и целями (потребностями) государственного управления в той или иной сфере общественной жизни.
Система права и система законодательства взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они соотносятся между собой также, как содержание и форма одного и того же явления. Законодатель, учитывая содержание общественных отношений, отраженное в системе права, выражает его в законодательстве, придает ему определенную форму. В этом смысле система права и система законодательства близки друг другу и в основном совпадают.
Однако между ними есть и различия. Первичным элементом системы права является норма права, а первичным элементом системы законодательства является статья нормативно-правового акта. Отличие состоит и в том, что в системе права каждая отрасль имеет единый предмет и метод правового регулирования. Что касается отраслей законодательства, то они не имеют единого метода правового регулирования. Нормативно-правовые акты могут объединять в себе акты различных отраслей права и поэтому регулируются различными методами. В системе законодательства создаются по необходимости такие структурные элементы, которые не совпадают с системой права. Поэтому отрасли законодательства не всегда соответствуют отраслям права.
Смотрите также
Понятие оценочной деятельности. Субъекты права собственности
Изначально важнейшим фактором
развития оценочной деятельности в РФ послужило государственное регулирование
самой оценочной деятельности, а сегодня и деятельности саморегулируемых
организаци ...
Прокурор в уголовном процессе
В группу, представляющую сторону
обвинения, входят государственные органы и должностные лица, осуществляющие от имени
государства уголовное преследование по делам частно-публичного и публичн ...
Система и виды страховых обязательств
Страхование - это
отношение по защите имущественных интересов хозяйствующих субъектов и граждан
при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных
фондов, формируемых ...