Критический анализ научной работы по проблеме источников права РБ.
Материалы / Ответы на вопросы контрольной работы по праву / Критический анализ научной работы по проблеме источников права РБ.
Страница 3

В данном определении указаны следующие признаки нормативного правового акта:

• Нормативно-правовые акты издаются компетентными уполномоченными органами. Государственные органы принимают акты строго определенного вида;

• Нормативно-правовые акты содержат общеобязательные правила поведения, имеющие более или менее общий характер;

• Нормативно-правовые акты должны быть документально оформлены, иметь строго определенную форму;

• Если исполнитель акта не указан, то он распространяется на неопределенный круг лиц;

• Нормативно-правовые акты направлены на регулирование общественных отношений определенного вида;

• Нормативно-правовые акты обладают юридической силой, под которой понимается свойство правовых актов реально действовать, фактически порождать юридические последствия;

• Нормативно-правовые акты носят государственно-властный характер, их исполнение обеспечивается принудительной силой государства.

В законодательстве Республики Беларусь определяются различные виды нормативных правовых актов.

В зависимости от субъектов принятия:

- нормативные акты, принятые Президентом,

- нормативные акты, принятые законодательными органами власти,

- нормативные акты, принятые исполнительными органами власти,

- нормативные акты, принятые местными органами государственного управления и самоуправления,

- нормативные акты, принятые судебными органами (Конституционный Суд, Пленум Верховного Суда, Пленум Высшего Хозяйственного Суда),

- референдум,

Можно подразделять нормативные правовые акты по отраслям права: гражданские, уголовные, административные, конституционные и др. нормативные акты.

Но одной из наиболее важных классификаций является подразделение нормативных правовых актов по юридической силе. По данному основанию выделяют законы и подзаконные нормативные акты, причем и те и другие имеют свою иерархию. По этому же критерию можно подразделять акты на Конституцию и подконституционные акты.

В Законе Республики Беларусь "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" выделены такие нормативно-правовые акты, как:

• Конституция Республики Беларусь

• Решение референдума

• Программный закон;

• Кодекс Республики Беларусь;

• Закон Республики Беларусь;

• Декрет Президента Республики Беларусь;

• Указ Президента Республики Беларусь;

• Постановления палат Парламента;

• Постановление Совета Министров Республики;

• Акты Конституционного Суда Республики Беларусь;

• Постановления республиканского органа государственного управления и Национального банка Республики Беларусь;

• Регламент;

• Инструкция;

• Правила;

• Устав;

• Приказ;

• Решения органов местного управления и самоуправления;

• Правовые акты.

К ненормативным правовым актам относятся:

- распоряжения Президента Республики Беларусь, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь;

- распоряжения председателей палат Парламента - Национального собрания Республики Беларусь;

- распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь;

- акты прокуратуры и прокуроров, за исключением нормативных правовых актов Генерального прокурора Республики Беларусь;

- акты органов записи актов гражданского состояния;

- иные правовые акты.

Закон – это особый вид нормативно-правовых актов, принимаемый высшим представительным органом государства (Парламентом) или путем референдума, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

В Законе «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» дается несколько иное определение закона, а именно: «Закон – это нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений».

По юридической силе законы подразделяются на основные, конституционные, программные и обычные.

Страницы: 1 2 3 4

    Смотрите также

    Административно-правовой статус иностранных граждан
    Иностранными гражданами называются лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие гражданство другого государства. Лицом без гражданства называются лица, не имеющ ...

    Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде
    «Каждый имеет право на труд, что включает возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно избирает или на который свободно соглашается. Государство создает условия для ...

    Анализ имущественных и земельных отношений и разработка предложений по совершенствованию управления ими
    За годы реформ в России произошли глубокие структурные изменения в экономике, охватывающие все составляющие ее аспекты, в том числе основу - собственность. Собственность - основа любой соци ...