Разложение родовой организации и возникновение государства и праваМатериалы / История государственности древнего мира / Разложение родовой организации и возникновение государства и праваСтраница 4
Разложение первобытного общества с его родовой организацией и процесс образования государственной власти в различных исторических условиях имели свои специфические особенности. В зависимости от этих условий можно выделить три основные формы, в которых возникло государство на развалинах родового строя афинскую, римскую и древнегерманскую.
Возникновение государства в Афинах представляет собой самую "чистую", классическую форму. Здесь оно появилось непосредственно из антагонистических классовых противоречий, развивающихся внутри самого родового общества, без воздействия каких-либо внешних или иных приходящих факторов.
Реформы Солона (594 г. до н.э.) и Клисфена (509 г. до н.э.) привели к окончательному разрушению старого, родового устройства, существовавших форм правления, к территориальному разделению населения и образованию политической власти с ее законодательными, законосовещательными, исполнительными органами, постоянным войском, полицией и таможенной стражей, тюрьмами и другими государственными учреждениями.
Возникновение Афинского рабовладельческого государства типичный пример образования государства.
Особенности создания Римского государства состояли в том, что этот процесс был ускорен борьбой плебеев с римской родовой знатью патрициями. Плебеи были лично свободными людьми из населения покоренных территорий, но стояли вне римских родов, не являлись частью римского народа. Владея земельной собственностью, плебеи должны были платить налоги и отбывать военную службу, но были лишены права занимать какие-либо должности, не могли пользоваться римскими землями. Борьба плебеев против патрицианских привилегий была главным образом борьбой против древнего общественного строя, покоившегося на кровных узах. Победа плебеев в этой борьбе взорвала старую, родовую организацию и воздвигла государственное устройство, основанное на территориальном делении и имущественных различиях.
На образование государства у древних германцев активно повлияли завоевания ими огромных территорий Римской империи. Германские племена, имевшие к тому времени еще родовое устройство, не могли с помощью родоплеменных организаций управлять римскими провинциями: понадобился специальный аппарат принуждения и насилия. Органы родового строя были быстро преобразованы в государственные органы.
Отличительной чертой образования государства у древних германцев явилось то, что оно возникло не как рабовладельческое, а как раннефеодальное. Это было обусловлено тем, что в Римской империи рабство экономически себя изжило, здесь возникли и начали крепнуть феодальные отношения; германские же племена находились в состоянии распада родовых отношений, образования классов, но сложившегося рабства у них не было.
Каким бы своеобразием ни отличалось возникновение государства у разных народов, во всех случаях оно появляется, в конечном счете, под воздействием экономического развития как закономерный результат разложения доклассового и образования классового общества.
Параллельно с возникновением государства шел процесс формирования права.
Образование частной собственности и раскол общества на непримиримые классы сделали первобытные обычаи в их прежнем виде непригодными для регулирования поведения людей. Эти обычаи выражали общую волю. В новых исторических условиях классовой борьбы понадобились нормы, которые бы выражали волю только господствующего класса. Этот класс поначалу стремился приспособить обычаи прошлой эпохи к своим потребностям, в силу чего постепенно менялось содержание таких обычаев. Они трансформировались в юридические правила, перерастали в правовые нормы. Вместе с тем трансформированные обычаи еще длительное время сохраняли черты первобытной эпохи.
Кроме трансформации обычая источником образования правовой системы служили акты государственных органов. Особенно активной была правотворческая деятельность органов юстиции, созданных уже на раннем этапе возникновения государства. Источником правообразования служили многие судебные решения, которым придавалось значение общих правил. Однако по мере того, как крепли центральные органы государственной власти, именно их акты становились наиболее авторитетным источником права, главным средством его формирования. Создававшиеся государством юридические законы были направлены на урегулирование отношений частной собственности и других групп общественных отношений для обеспечения привилегированного положения рабовладельцев.
Смотрите также
Экономическая основа конституционного строя
В социально-экономической сфере за последние столетие проделаны виражи от
частной собственности к приоритету общественной, особенно в форме
государственной, собственности, а затем - к плюрал ...
Правовой статус иностранных граждан. Местное самоуправление в Республике Беларусь
В связи с расширением
международных связей Республики Беларусь остро встала проблема урегулирования
отношений, участниками которых являются иностранные граждане и лица без
гражданст ...
Государственная служба
Эффективность деятельности
любого государственного органа напрямую зависит от профессионализма персонала,
исполняющего государственную службу. В свою очередь, успешная профессиональная
деят ...