Публичные договоры и договоры присоединения
Материалы / Публичные договоры и договоры присоединения
Страница 2

Заметим, что приведенный перечень не может быть исчерпывающим, поскольку формулировка п. 1 ст. 396 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) открытая. Иными словами, договор становится публичным не потому, что упомянут в качестве такового в действующем законодательстве, а в силу характера деятельности и правового статуса коммерческой организации.

Кроме того, при определении перечня публичных договоров следует учитывать специфику договоров, заключаемых банками: такие договоры являются публичными постольку, поскольку иное не определено положениями, инструкциями, правилами и прочими локальными актами самого банка. В таких локальных актах могут, например, содержаться критерии, которым должен отвечать кредитополучатель (организационно-правовая форма, срок и виды деятельности, финансовые показатели, отрасль экономики и т.п.). Но для иных (небанковских) договоров ГК не предусматривает возможности самой коммерческой организации отменять его публичный характер.

Признание того или иного договора публичным влечет следующие последствия:

1) цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законодательством допускается предоставление льгот для отдельных их категорий. В белорусской судебной практике встречались случаи, когда признание гражданско-правового договора публичным влекло применение к коммерческой организации соответствующих санкций за нарушение законодательства о ценообразовании (решение хозяйственного суда Брестской области от 06.06.2005 дело №133–8/2005 по иску строительной организации к контролирующему органу);

2) в случаях, предусмотренных законодательными актами, Правительство Республики Беларусь может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.), если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

При этом согласно п. 5 ст. 396 ГК условия публичного договора, не соответствующие указанным выше требованиям, ничтожны;

3) коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законодательством;

4) отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары (работы, услуги) не допускается.

При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора другая сторона на основании п. 4 ст. 415 ГК вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. При этом сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой причиненные этим убытки. Однако белорусской судебной практике известны и обратные ситуации, когда истцом по преддоговорным спорам, предметом которых была та или иная редакция публичного договора, выступала сама коммерческая организация (решение хозяйственного суда Брестской области от 03.08.2006 дело №264–8/2006 по иску энергоснабжающей организации к ЖКХ).

Как видим, в публичных договорах пресловутая свобода договора сильно ограничивается, причем только с одной стороны, а именно коммерческой организации. Что касается другой стороны, которой чаще всего выступает потребитель (значительно реже – юридическое лицо), то здесь никаких ограничений нет. Более того, волеизъявления другой стороны бывает достаточно для заключения публичного договора.

Цель подобных ограничений очевидна: защита интересов экономически более слабой стороны. Кроме того, практически все виды деятельности, в рамках которых заключаются публичные договоры, являются лицензируемыми, а коммерческие организации, их осуществляющие, находятся в состоянии несовершенной конкуренции, олигополии и даже монополии (например, железнодорожный транспорт или некоторые виды связи). Поэтому, устанавливая обязательность заключения публичного договора именно коммерческой организацией, но не потребителем, государство борется со злоупотреблением своим рыночным статусом со стороны отдельных коммерческих организаций.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

    Смотрите также

    Автономии стран СНГ. Судебные органы зарубежных стран
    Крым имеет статус Автономной республики, закрепленный в Конституции Украины (раздел 10). В этом регионе действует собственная конституция, представительный орган – Верховная Рада Автономной ...

    Налоговый кодекс РФ. Общая характеристика и направления совершенствования
    Налоговая реформа является очень важной сферой российских экономических преобразований. Причина этого кроется в том, что государственное управление в области налогов - прямой способ воздейс ...

    Пересмотр постановлений и решений по делу об административном правонарушении
    Важной гарантией законности и обоснованности применения административных взысканий является существование стадии пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушени ...