Форма государственного устройстваМатериалы / Форма Российского государства / Форма государственного устройстваСтраница 1
Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г. стала основой для дальнейшего упорядочения системы федеративной отношений. Одним из основополагающих принципов федеративной государственности в соответствии с теорией и практикой мирового федерализма является равенство прав образующую любую федерацию субъектов.
Это равенство должно распространятся на все субъекты федерации и реализовываться как в отношениях отдельных субъектов федерации с центром, так и в отношениях субъектов федерации друг с другом.Субъекты федерации во всех странах имеют некоторые общие признаки:
1. Собственные местные парламенты и свои правительства (администрации);
2. Иметь право собственного законодательства;
3. В федеральных конституциях всегда проводиться размежевание предметов введения (полномочий) федерации и ее субъектов;
4. В федерациях вторая (верхняя палата парламента) является органом представительства субъектов, призванным выражать их специфические интересы. Эта палата, как правило, формируется на основе равного представительства субъектов федерации;
5. Субъекты федерации в различных формах, но обязательно принимает участи в решениях общефедеральных вопросов. Организационной формой этого является верхняя палата, в конституциях точно определены вопросы, которые не могут быть решены без ее участия (например, внесение поправок в федеральную конституцию), для обсуждения важных вопросов созывается совещание. Для решения наиболее важных вопросов совещание созывает президент, с приглашением руководителей федерации и субъектов.[20]
Российская Федерация в этом смысле несколько отличается от ряда других федераций. Природа современной российской федеративной государственности состоит в том, что она зиждется на конституционно-договорном, добровольном разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Базовым документом, заложившим принцип разграничения предметов ведения и полномочий, является федеративный договор, содержание и положения которого вошли в Конституцию Российской Федерации.
На основе федеративного договора и Конституции Российской Федерации добровольно разграничили предметы ведения и полномочия все (кроме Чеченской республики) составные части бывшей РСФСР, т.е. исторически сложившегося государства.
Многовековая история России, ее полиэтничность, экономико-географические различия и прочие не могли не отразиться на характере современной российской федеративной государственности. Это не могло не найти отражение в Конституции Российской Федерации, закрепивший разный статус субъектов федерации, породивший концепцию их разнотипности.
Так, ч. 1 ст. 5 Конституции Российской Федерации провозглашает равноправие всех субъектов российской федерации.
Ч. 1 ст. 65 Конституции Российской Федерации начинается следующими словами: «В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации…», а далее в алфавитном порядке перечисляются сначала республики, затем края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Такое расположение дает основание считать, что субъекты Российской Федерации подразделяются на различные типы. Если бы вопрос состоял только в их наименованиях, то по этому формальному признаку следовало бы все субъекты федерации перечислить по алфавитному признаку. Доказательством тезиса о делении субъектов федерации на типы служит и конституционное положение о том, что статус различных типов субъектов федерации определяется различными видами нормативных правовых актов: статус республики – Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики; статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.[21]
Смотрите также
Гарантии и компенсации работникам
В ряде случаев законодательство
возлагает на работодателя или на государственные органы обязанность
предоставления своим работникам определенных гарантий и компенсаций.
Это может быть св ...
Понятие и виды преступлений против правосудия
Судебная власть призвана защищать права и свободы
человека и гражданина, права и законные интересы общественных объединений и государственных
учреждений и организаций. В соответствии с ч. 1 ...
Принят обзор практики ВАС по спорам об отстранении конкурсных управляющих
На сайте Высшего Арбитражного Суда сегодня опубликован новый документ, датированный 22 мая. Это информационное письмо № 150, содержащее в себе обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, с ...