Проблемы развития малого предпринимательстваМатериалы / Реализация муниципальных программ по развитию и поддержке малого предпринимательства / Проблемы развития малого предпринимательства
Можно выделить две группы причин, сдерживающих развитие малого предпринимательства. Первая – это причины общеэкономического характера, заложенные в экономической политике государства, вторая – частного, преимущественно организационного характера.
Мировая практика свидетельствует, что в развитии рыночных отношений возможны две тенденции: формирование регулируемого рынка или стихийного, носящего спекулятивный характер. Отсутствие четкого понимания этих двух тенденций и ориентация на исключение государства из системы экономического регулирования привели к тому, что в России становление рыночных отношений пошло по второму варианту. Одной из причин того, что в России формируется именно деформированный тип рынка, следует считать некритическое осмысление опыта западных стран и непродуманное перенесение его в отечественную практику.[26]
Особенностью регулируемого рынка является, во-первых, наличие условий для свободного инвестирования средств в различные сферы, а смысл государственного регулирования заключается не в воздействии на систему цен, а в формировании оптимальных пропорций. Во-вторых, такой рынок требует совершенного механизма регулирования покупательского спроса, т.е. формирования повышенного дохода, а, следовательно, и более высокой покупательной способности у большинства населения, что и выступает движущей силой производства.
Из этого вытекает вторая причина, сдерживающая развитие производственного предпринимательства – снижение покупательского спроса и свертывание внутреннего потребительского рынка.
Еще одно обстоятельство отрицательно влияет на покупательную способность населения, а, следовательно, и на развитие малого предпринимательства. Рост потребительских цен опережает повышение оплаты труда. В этих условиях спрос акцентируется преимущественно на продовольственных товарах, а промышленные товары оказываются невостребованными. Второе обстоятельство связано с уровнем разрыва доходов между полярными группами населения.
Таким образом, сдерживающим фактором развития промышленного предпринимательства является сужение внутреннего потребительского рынка.
Третья причина кардинального характера, тормозящая предпринимательство, связана с существующей системой налогообложения. Налоговая политика государства по отношению к малому предпринимательству в большей степени носит фискальный, а не стимулирующий характер. Главные ее недостатки заключаются, во-первых, в чрезмерно высоком уровне налогов. Они не стимулируют рост производства, что в условиях его падения является необходимым. Во-вторых, сама налоговая система нестабильна, часто меняется. К тому же ряд налоговых законов не носят прямого действия, а дополняются множеством подзаконных актов, как правило, запаздывающих и нередко изменяющих цель самих законов. В-третьих, множественность налогов, в которых предприниматель просто теряет ориентиры.
Эти недостатки говорят о том, что в России необходима стройная система мер общественной и государственной поддержки предпринимательства на всех уровнях управления: федеральном, региональном, местном, основанная на аналитических методах познания и управления, связанных, конечно, со значительными затратами на научное, информационно-аналитическое обеспечение программно-проектных разработок.
Смотрите также
Меры поощрения осужденных
Сегодня построение основ российской
государственности предполагает совершенствование деятельности всех звеньев
пенитенциарной системы и, в том числе, мер поощрения, применяемых к осужденным. ...
Проблема эвтаназии в контексте прав человека
Проблема эвтаназии была сформулирована
в глубокой древности, и уже тогда она вызывала многочисленные споры среди медиков,
философов и юристов. Отношение к умышленному ускорению наступления с ...
Правовое регулирование права интеллектуальной собственности на международном уровне
В современных условиях
международной экономики в мире все более важным элементом становятся такие
важные объекты собственности, как фирменные наименования, товарные знаки, знаки
обслуживани ...