Органы предварительного расследования, характеристика их процессуального положения
Материалы / Органы предварительного расследования, характеристика их процессуального положения
Страница 2

6. Отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя в порядке, установленном законом.

7. Утверждать постановление дознавателя, следователя о прекращении производства по уголовному делу.

8. Приостанавливать или прекращать производство по уголовному делу.

9. Разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводы.

Функция уголовного преследования на досудебных стадиях процесса выражается в следующих полномочиях прокурора:

1. Лично возбуждать уголовное дело и поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству, а также продлевать срок проверки сообщения о преступлении до 30 суток при необходимости проведения документальных проверок или ревизий (ч. 3 ст. 144).

2. Принимать по ходатайству начальника следственного отдела решение о производстве предварительного следствия следственной группой (ч. 2 ст. 163).

3. Участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях давать письменные указания о направлении расследования, производстве следственных и иных процессуальных действий либо лично производить отдельные следственные и иные процессуальные действия.

4. Поручать органу дознания проведение следственных действий, а также давать ему указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

5. Давать указания следователю: о привлечении лица в качестве обвиняемого; о квалификации преступления; об объеме обвинения; об избрании меры пресечения либо об отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении подозреваемого или обвиняемого (п. 1-4 ч. 3 ст. 38).

6. Соединять своим постановлением уголовные дела в одном производстве (ст. 153).

7. Изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи. Обычно такая необходимость обусловлена повышенной сложностью или важностью дела, когда передача его следователю будет способствовать повышению качества и эффективности расследования. Однако она может возникать и в случае, если дело, подследственное по родовому признаку следователю, фактически расследуется органом дознания, и прокурор восстанавливает законный порядок, передавая его следователю. В последнем случае речь идет о выполнении прокурором надзорной функции.

8. Поручать органу дознания производство предварительного расследования в форме дознания по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, которые обычно находятся в подследственности следователя (п. 2 ч. 3 ст. 150).

9. Передавать уголовное дело от одного следователя прокуратуры другому с обязательным указанием оснований такой передачи. Такими основаниями могут быть интересы соблюдения процессуальных сроков и качества расследования (например, ввиду временной нетрудоспособности следователя, слишком большой рабочей нагрузки либо недостатка практического опыта при повышенной сложности дела и т. п.). Передача дела другому следователю не должна быть связана с нарушением следователем закона - в противном случае он должен быть отстранен от дальнейшего производства по делу (п. 7 ч. 2 ст. 37).

10. Изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования и передавать его следователю прокуратуры с обязательным указанием оснований такой передачи.

11. Продлевать срок предварительного следствия или дознания (ст. 162, 223).

12. Ходатайствовать перед судом о переводе лица, содержащегося под стражей, в психиатрический стационар (ч. 1 ст. 435).

13. При поступлении уголовного дела с обвинительным заключением (ст. 221):

- утверждать обвинительное заключение и направлять уголовное дело в суд; составлять новое обвинительное заключение;

- изменять объем обвинения либо квалификацию действий обвиняемого по закону о менее тяжком преступлении;

- отменять или изменять ранее избранную обвиняемому меру пресечения или избирать меру пресечения, если она ранее не была применена, кроме домашнего ареста и содержания под стражей (эти меры пресечения применяются лишь по решению суда);

- полностью или частично прекращать уголовное дело либо уголовное преследование в отношении отдельных обвиняемых;

- направлять уголовное дело вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду;

- возвращать уголовное дело дознавателю или следователю для производства дополнительного расследования со своими письменными указаниями об устранении выявленных недостатков;

- дополнять или сокращать список лиц, подлежащих вызову в суд со стороны обвинения.

Границы активности прокурора на предварительном следствии не беспредельны. Наиболее отчетливо это проявляется в его взаимоотношениях со следователем. Прокурор не должен подменять следователя, который пользуется процессуальной самостоятельностью. Руководя уголовным преследованием, прокурор не вправе умалять самостоятельности следователя. Правда, он может принять дело к своему производству, но в этом случае на него самого распространяется процессуальный статус следователя. Прокурор также имеет право, не принимая дела к своему производству, участвовать в проведении следователем предварительного расследования и лично производить отдельные следственные и иные процессуальные действия, а также давать следователю письменные указания о направлении расследования, производстве следственных и иных процессуальных действий. Но и тогда именно на следственном органе лежит главная ответственность за ход всего следствия и его результаты. При несогласии с действиями (бездействием) и решениями прокурора по ряду важнейших вопросов предварительного расследования (ч. 3 ст. 38) следователь вправе приостановить их исполнение и представить уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

    Смотрите также

    Структура и содержание Европейской Хартии о местном самоуправлении
    Европейская Хартия местного самоуправления, принятая Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы, является самым важным многосторонним документом, определяющим фундаментальные пр ...

    Заключение эксперта, его структура, оценка и использование в процессе доказывания
    Судебная реформа, результатом которой стало принятие органами государственной власти ряда нормативных правовых актов в области судопроизводства, в том числе Уголовно-процессуального кодекса ...

    Военно-политический основы военной доктрины Российской Федерации
    Доктрина (лат. doctrine) - учение, научная или философская теория, политическая система, руководящий теоретический или политический принцип. Военная доктрина - система официальных взгляд ...