Понятие международной ответственности государств
Материалы / Ответственность государств за международные правонарушения / Понятие международной ответственности государств
Страница 3

Речь идет о соучастии в противоправном деянии. Поэтому вызывают определенные сомнения требования п. "б". Оказание помощи другому государству в нарушении договора, не обязательного для оказывающего помощь государства, едва ли соответствует принципу добросовестности.

Объяснить такое положение можно лишь новизной института соучастия в международном праве.

В большинстве случаев этот момент не имеет значения, поскольку в практике обычно имеет место оказание помощи в нарушении общепризнанных норм. После бомбардировки американской авиацией г. Триполи в 1986 г. Ливия предъявила претензии и Великобритании, которая разрешила использовать свои авиабазы. Генеральная Ассамблея ООН приняла по этому поводу Резолюцию, призвавшую все государства "воздерживаться от оказания какой-либо помощи или предоставления каких-либо средств для совершения актов агрессии против" Ливии. Генеральная Ассамблея ООН и Совет Безопасности ООН неоднократно призывали государства воздерживаться от предоставления военной помощи государствам, совершившим серьезные нарушения прав человека.

Более серьезным случаем является тот, когда государство осуществляет контроль над другим государством при совершении последним правонарушения. Тем не менее, условия наступления ответственности те же, что и при оказании помощи. Думается, что предъявление и к этому случаю требования, чтобы деяние было противоправным и при совершении его контролирующим государством, еще менее обоснованно, чем при оказании помощи. В практике трудно найти факты, подтверждающие обоснованность такого требования.

Особый случай представляет принуждение другого государства к совершению противоправного деяния. Осуществляющее принуждение государство несет ответственность как за данное противоправное деяние принуждаемого государства, так и за его принуждение. Оно несет ответственность и при нарушении принуждаемым государством договора, не обязательного для принуждающего государства.

Из всего выше изложенного можно сделать вывод, что только теоретический синтез наиболее общих признаков, как субъективных, так и объективных дают возможность сформулировать понятие международно-правовой ответственности государств: a) это реализация юридических последствий, в рамках международных правоотношений, наступивших в результате международного правонарушения; b) обязательство государства правонарушителя по восстановлению международного правопорядка и несению определенные ограничений, связанных прямо или косвенно с государственным принуждением; c) право потерпевшего государства, других государств применить эти ограничения с целью обеспечения соблюдения норм международного права.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в целях наиболее полного и эффективного соблюдения прав и свобод человека в мировом сообществе создана и действует система реализации международных стандартов в сфере материальной ответственности государств, включающая в себя подсистему международных правовых актов реализации названного вида ответственности и подсистему международных органов, непосредственно занимающихся данным вопросом, в том числе с участием органов международной юстиции. Деяние государства может быть квалифицировано как международно-противоправное лишь на основании международного права. Нарушение международного обязательства имеет место лишь в том случае, когда поведение субъекта (действие или бездействие) не соответствует тому, что требуется от него по соответствующему обязательству. При этом не имеет значения, носит это обязательство договорный или обычно-правовой характер.

Страницы: 1 2 3 

    Смотрите также

    Институт авторского права по российскому законодательству
    Авторское право в России появилось лишь в начале XIX веке (1828г.), где право автора на созданное им произведение трактовалось как право собственности, которым можно торговать. Сто семьдесят ...

    Нечестная предпринимательская практика
    Свободному выбору и волеизъявлению потребителя может препятствовать торговая практика, называемая «нечестной». В процессе ознакомления с продукцией покупатель может столкнуться с нечестно ...

    Бюджетный процесс и бюджетный федерализм
    Согласно Конституции РФ должны быть разграничены предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами субъектов Федерации, в том числе в облас ...