Возникновение прокурорского надзора в государственном механизме
Материалы / Прокуратура РФ и её роль в надзоре за исполнением законов / Возникновение прокурорского надзора в государственном механизме
Страница 3

Дореволюционный институт российской прокуратуры был упразд­нен Декретом СНК РСФСР от 24 ноября 1917 г. «О суде» № 1 со следующей формулировкой: «Упразднить доныне существовавшие ин­ституты судебных следователей, прокурорского надзора .

» .

В первые годы становления советской власти функции надзора за соблюдением законности распределялись между рядом органов: ВЦИК, СНК, Наркомюст, Рабоче-крестьянская инспекция, местные Советы, ВЧК и др. Однако укрепление государства, переход к мирной жизни, развитие гражданского оборота, введение новой экономической поли­тики побуждали к совершенствованию и созданию наиболее оптимальных органов государственной власти, государственного управления, иных властных структур. Тогда-то и встал вопрос о создании прокура­туры как органа, главной задачей которого является надзор за соблю­дением законности, с тем чтобы ни одно решение ни одной местной власти не расходилось с законом.

Задача обеспечения единой законности требовала наделения про­куратуры такими свойствами, принципами, как единство, централиза­ция, независимость от местных органов власти и управления.

Датой создания прокуратуры Российской Федерации следует считать 28 мая 1922г., когда сессия ВЦИК утвердила Положение о прокурорском надзоре в РСФСР. Произошло это 200 лет спустя после учреждения Петром I прокуратуры в России. Положением на про­куратуру возлагались: а) осуществление от имени государства надзора за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреж­дений, общественных и частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опроте­стования нарушающих закон постановлений; б) непосредственное

наблюдение за деятельностью следственных органов в области рас­крытия преступления, а также за деятельностью органов государст­венного политического управления; в) поддержание обвинения в суде; г) наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей .

Таким образом, уже первый законодательный акт о прокуратуре наметил все четыре основные направления прокурорского надзора, получившие затем наименование отраслей надзора.

В дальнейшем функция прокуратуры в суде подверглась изменению. Так, на основании принятых в 1924 г. Основ судоустройства Союза ССР и союзных республик на прокурора возлагался надзор за закон­ностью судебной деятельности. Органы прокуратуры республик полу­чили право опротестования в кассационном и надзорном порядке приговоров, решений и определений судов союзных республик.

Прокуратура РСФСР создавалась в составе Наркомата юстиции (НКЮ) во главе с наркомом юстиции, который являлся одновременно и Прокурором республики (с 1928 г. Прокурор республики стал заме­стителем наркома юстиции). В составе НКЮ был образован отдел прокуратуры, подчиненный непосредственно Прокурору республики. Один из помощников Прокурора республики возглавлял военные прокуратуры.

В непосредственном подчинении Прокурора республики находи­лись губернские прокуроры. Местным властям они не подчинялись. В уездах действовали помощники губернских прокуроров.

Таким образом, с момента образования прокуратура была центра­лизована лишь в пределах союзных республик. Централизация же в пределах Союза была осуществлена значительно позднее.

Страницы: 1 2 3 4

    Смотрите также

    Порядок введения военного положения. Система политических прав и свобод граждан России
    Порядок объявления военного положения предусматривает издание указа Президентом Российской Федерации (п. "б" ч.1 ст.102 Конституции РФ), который утверждается с соблюдением процедур ...

    Опека и попечительство как формы правовой защиты граждан
    В настоящее время в Республике Беларусь актуальной является проблема опеки и попечительства. На любом историческом этапе перед обществом стоят задачи обустройства детей, их жизнеобеспечения ...

    Муниципальная политика в сфере общественной безопасности
    Защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Современное с ...