Исторические и общетеоретические аспекты создания и функционирования Совета Европы
Материалы / Международно-правовой статус Совета Европы / Исторические и общетеоретические аспекты создания и функционирования Совета Европы
Страница 2

10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН приняла разработанный Комиссией ООН по правам человека исторический по своему значению документ – Всеобщую декларацию прав человека. Несмотря на то, что Всеобщая декларация была одобрена в качестве резолюции Генеральной Ассамблеи, носящей не обязательный, а рекомендательный характер, важность этого события трудно переоценить.

Положения Всеобщей декларации и в наши дни рассматриваются большинством государств мира в качестве стандарта, к достижению которого необходимо стремиться при выработке внутренней и внешней политики в области прав человека. Однако от принятия документа декларативного характера до появления на свет первых конвенций и пактов ООН по проблеме защиты прав человека, накладывающих юридические обязательства на участвующие в них государства, прошло почти 20 лет.

События же в Европе развивались значительно более стремительно. Сразу следует оговориться, что идея поощрения и защиты прав человека в региональном контексте находилась как бы на пересечении двух европейских послевоенных течений: движения в защиту прав человека и идеи европейского строительства. Надо сказать, что лидеры стран Европы находились перед достаточно сложной дилеммой. С одной стороны, они были свидетелями того, насколько тяжело и противоречиво шла разработка Пактов по правам человека в рамках Комиссии ООН по правам человека. В этой связи возникал вопрос: следует ли по-прежнему работать над глобальной, если можно так выразиться, реализацией идей, заложенных во Всеобщей декларации прав человека, или стоит попытаться создать более эффективную и действенную правозащитную систему в рамках отдельно взятого региона мира? Сомнения в возможности создать подобную эффективную систему имелись, причем, весьма серьезные.

В этих условиях более активными оказались представители европейской общественности, организовавшие проведение в Гааге с 7 по 10 мая 1948 года Конгресса Европы из представителей 20 стран. Инициатива созыва Конгресса принадлежала Международному Комитету движений за европейское единство. Работа форума была организована в рамках трех комиссий: Комиссии по политическим вопросам, Комиссии по экономическим вопросам и Комиссии по культурным вопросам. Делегаты конгресса были едины в том, что демократия и права человека - истинные ценности, ради защиты которых следует объединяться. Спор возник вокруг способа объединения. Франция и Бельгия предлагали создать федерацию; Великобритания, Ирландия и скандинавские страны выступали за подписание лишь межправительственных соглашений. В итоге решено было создать организацию, состоящую из Совета министров (глав правительств европейских государств) и Парламентской ассамблеи - независимой от национальных правительств, но не имеющей властных полномочий.

Примечательно, что уже тогда сразу две из трех комиссий (по политическим вопросам и по экономическим вопросам) высказались за разработку на европейском пространстве Хартии прав человека, а также за создание Суда, который бы имел возможность применять необходимые санкции в целях соблюдения упомянутой Хартии. В принятых на Конгрессе документах содержался призыв создать политический и экономический союз европейских государств, элементами которого должны были стать упомянутые Хартия и Суд. Было намечено также образовать Европейскую Ассамблею для углубления политического сотрудничества в регионе. Кроме того, в принятой на Конгрессе Декларации принципов, в соответствии с которой планировалось учредить организацию под названием Европейский Союз, содержалось и такое важное положение, согласно которому Европейский Союз был бы открыт для демократически управляющихся государств Европы, разделяющих основные принципы Хартии и готовые гарантировать их выполнение.

Нет сомнений в том, что состоявшийся в Гааге Конгресс сыграл решающую роль в создании Совета Европы в 1949 году. Однако параллельно с попытками общественности повлиять на создание европейских структур, занимающихся, в том числе и вопросами прав человека, предпринимались определенные меры и на дипломатическом фронте. Наблюдалось укрепление сотрудничества между европейскими странами во всех важнейших областях жизни.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

    Смотрите также

    Органы государственной власти
    Государство реально действует, проявляет себя только как система, как упорядоченная совокупность специальных органов, коллективов людей, осуществляющих управление делами общества от его име ...

    Статус адвоката
    Происходящая в России демократизация политической и экономической системы, провозглашение создания основ правового государства вызывает необходимость коренной реорганизации форм и методов д ...

    Защита прав и законных интересов беженцев в международном праве
    Право человека на защиту от пыток и иного жестокого, бесчеловечного, унижающего достоинство обращения закреплено в большинстве международных нормативных актах, в частности защита предусмотре ...