Объект злоупотребления должностными полномочиями
Страница 2

Непосредственным объектом данной группы преступлений логично считать нормальную деятельность органов государственной власти или управления, интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Наряду с основным непосредственным объектом, в качестве которого, как во всяком преступлении рассматриваемой группы, может выступать любой из элементов видового объекта (в зависимости от того, в какой сфере совершено преступление), злоупотребление должностными полномочиями посягает на конкретные права и законные интересы граждан или организаций, составляющие дополнительный либо факультативный объект должностного злоупотребления. То есть дополнительным объектом в некоторых преступлениях являются общественные отношения, которые могут не находиться в плоскости родового объекта (собственность, интересы личности). Обязательным признаком отдельных преступлений является их предмет: взятка (ст. 290-291 УК РФ), документы (ст. 292 УК РФ).

Следует отметить, что защита государственной власти в УК РФ проведена непоследовательно. Понятно, что обычно государственная власть осуществляется путем функционирования системы государственной службы в государственных и, отчасти, муниципальных органах, а также в Вооруженных силах РФ и иных воинских формированиях. Однако не все свои функции государство реализует через систему органов, некоторые из них имеют иной порядок проявления. Целый ряд правомочий по осуществлению функций государства (в первую очередь, социальной функции) передан государственным и муниципальным учреждениям, а также организациям иной организационно-правовой формы (например, унитарные предприятия). Несмотря на это, защите в гл. 30 УК РФ подлежит нарушение интересов государства лишь в сфере осуществления публичной службы в государственных и муниципальных органах и учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ и иных воинских формированиях. Эта ситуация не согласуется и с административным законодательством, которое относит ряд работников государственных и муниципальных предприятий к публичным служащим. Все это позволяет отдельным ученым высказать серьезные сомнения в необходимости выделения самостоятельной гл. 23 УК РФ. По данному вопросу нет единства мнений: одни высказываются за создание единой главы, другие против, а некоторые считают, что это вообще не имеет большого значения.

Другая точка зрения была предложена Л.А. Солдатовой, предлагающей свое видение системы рассматриваемых преступлений: предусмотреть в УК РФ специальный раздел «Служебные преступления» и включить в него две главы: «Преступления против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления», «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях». Этот вариант, в самом деле, заслуживает внимания со стороны законодателя, но одновременно обязывает подумать о выделении нового родового объекта указанных преступлений.

Название гл. 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» является доказательством того, что законодатель в качестве объекта преступного посягательства выделяет как общественные отношения (а именно, общественные отношения, связанные с деятельностью государственной власти), так и охраняемые уголовным законом интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления, которые сами по себе нельзя назвать общественными отношениями. В связи с этим, применение традиционной концепции «объект преступления – общественные отношения» в рассмотренном выше случае затруднительно. Поэтому объектом преступного посягательства могут быть и общественные отношения, и интересы, которым в результате совершения преступления причиняется ущерб. Такое понимание объекта преступления вполне отвечает современному состоянию отечественного уголовного права, наиболее точно отражает сущность объекта в теории уголовного права и в полной мере применимо при анализе объекта злоупотребления должностными полномочиями.

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    Уголовное преследование
    Почти в течение полувека в науке советского уголовно-процессуального права уголовное преследование существовало только как теоретическая конструкция, ибо законодательных регламентаций на сей ...

    Проблемы и основные методы социального обеспечения на примере муниципального образования
    Актуальность темы данной работы связана с тем, что ни в одной из областей экономической стратегии государства ломка социалистической системы не оказалась такой болезненной и чреватой потряс ...

    Правовое регулирование права интеллектуальной собственности на международном уровне
    В современных условиях международной экономики в мире все более важным элементом становятся такие важные объекты собственности, как фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживани ...