Понятие и признаки правового государства
Материалы / Правовое государство / Понятие и признаки правового государства
Страница 5

«Власть исполнительная должна быть в руках одного монарха, так как эта власть, требующая быстрого действия, лучше может быть осуществляема одним, нежели многими».

Идеи теории разделения властей оказали значительное влияние на умы людей и их политическое мировоззрение.

Наиболее последовательно, хоть и в несколько изменённом виде по сравнению с классической теорией Ш. Монтескье, принцип разделения властей был представлен в Конституции США 1787 года. Так называемые «отцы-основатели» Александр Гамильтон, Джеймс Мэдисон, Джон Джей и другие, развили классическую модель. Они разработали модель «вертикального» разделения властей, представляющий из себя способ разграничения полномочий между федеральными органами власти и властью органов штатов по исключительному и остаточному принципу. Кроме того, в текст конституции была добавлена известная система «сдержек и противовесов». На практике, реализация этой системы получила значительный импульс в связи с решением Верховного Суда США Марбери против Мэдисона в 1803 году, в результате которого судебная власть США обрела свои полномочия по контролю над конституционностью тех или иных нормативных актов.

На официальном, государственном уровне в царской и советской России теория разделения властей почти всегда жестко критиковалась. После Октябрьской революции 1917 года и приходом большевиков к власти господствовала социалистическая, марксистская политико-правовая доктрина, в которой принцип разделения властей отвергался как буржуазный и неприемлемый. Единая государственная власть провозглашалась как власть Советов, то есть власть представительных органов, которые формально наделялись всей полнотой государственной власти. С началом перестройки в 1985 году, отношение власти к принципу разделения властей и к самой концепции правового государства существенно изменилось. Что в конечном итоге нашло свое отражение в статье 10 конституции Российской Федерации 1993 года.

Наличие реального осуществления принципа разделения властей играет роль ключевого признака правового государства. Поэтому особенно неприятно, ссылаясь на профессора М.Н. Марченко, констатировать, что в современной России, в силу объективных обстоятельств и предпосылок, этот принцип, во многом, присутствует лишь на бумаге в форме деклараций и политико-правовых ориентиров для дальнейших поколений наших сограждан.

Подробно изучив вышеуказанные признаки правового государства. Выяснив их природу и предназначение. Становится возможным вывести определение и самого правового государства.

Правовое государство - это государство, деятельность которого основана на признании, уважении и защите прав и свобод своих граждан. Власть в таком государстве организована правовым путем, подчинена праву и разделена в соответствии с принципом разделения властей.

Страницы: 1 2 3 4 5 

    Смотрите также

    Демократия - недостатки и пороки
    Демократия – означает народовластие, власть народа. Однако так ли это на самом деле? Очевидно, что демократия обладает внутренне присущим ей механизмами и инструментами, обеспечивающими ее ...

    Государственная служба
    Эффективность деятельности любого государственного органа напрямую зависит от профессионализма персонала, исполняющего государственную службу. В свою очередь, успешная профессиональная деят ...

    Законодательный процесс и законотворчество
    Законодательный процесс как конституционно-правовой институт Российского демократического федеративного правового государства обеспечивает главное, наиболее характерное направление деятельн ...