Место и роль государства в политической системе общества
Материалы / Обзор ряда вопросов по теории государства и права / Место и роль государства в политической системе общества
Страница 4

3 это опред. воздействие на о/о;

4 это воздействие, которое осуществляется при помощи норм права и др. правовых средств (правоотношений, актов реализации права, АПП);

5 это воздействие направленное на упорядочение общ.

отношений, на привидение их в определенную систему.

ПР не отождествлять с правовым воздействием. ПВ - все направления и формы влияния права на общественную жизнь, сознание и поведение людей. ПР- понятие более узкое чем ПВ. Формы воздействия права на поведение людей: информационное, ценностно-ориентационное Информационное и ценностное правовое воздействие осуществляются параллельно с правовым регулированием (когда НА вступил в силу и начал действовать) или предшествует правовому регулированию (когда НА опубликован, но в законную силу не вступил т.к. не все НА начинают действовать с момента его опубликования). ПР - одна из форм ПВ, ПР - одна из главных форм ПВ, т.к. П создается именно для регулирования о/о.

Формы (виды) правового регулирования

Это вопрос о разновидностях ПР.

1.в зависимости от средств, которыми осущ. ПР: нормативное (осуществляемое нормами позит. П, является первичным) и индивидуальное (осущ-ся различными индивидуально-правовыми средствами; это индивидуально-правовые д-ры (гражд. и трудовые; связаны с урегулированием конкретных о/о, иногда называют казуальным ПР. Оно может быть: координационным (сами участники о/о без вмешательства гос.; - саморегулирование) и субординационными (осущ. гос. или компетентными органами (право: назначить пенсию, взыскать долг)).

2.В зависимости от субъектов: собственно государственное (осущ. органы гос., гос. должностными лицами) и негосударственное (непосредственно народом или негос. органами).

3 в зависимости от степени централизации: централизованное (из одного центра и распространяется на всю территорию страны) и децентрализованное (осущ. субъекты федерации, места орг. гос. власти, ОМСУ)

4.по сфере распространения: общее (осущ. законами гос., подзаконными НА общ. действия ведомственное (область гос. управления, промышленность, с/хозяйства), местное (в пределах АТЕ нормативными и индивидуальными), локальное (в рамках учреждений, предприятий).

5.законодательное и подзаконное.

6.федеральное и региональное.

Предмет, сфера и пределы правового регулирования

Предмет ПР - то что урегулировано правом; урегулированные нормами позитивного права общественные отношения; урегулированные нормами позитивного права наиболее значимые для гос. и общ-ва конкретные волевые общественные отношения, поддающиеся внешнему контролю. Право не способно урегулировать все процессы в жизни людей, а упорядочивает лишь общественные отношения которые складываются между людьми и проявляются в поведении людей.

Сфера ПР – круг общественных отношений, которые могут и должны регулироваться правом:

1.Волевые общественные отношения;

2.Конкретные волевые отношения;

3. Те, которые поддаются внешнему контролю;

4.Наиболее значимые для гос. и общ-ва.

Сфера ПР - наиболее значимые для гос. и общ-ва конкретные волевые общественные отношения, поддающиеся внешнему контролю. Кореяск, Перевалов: в сфере ПР отношения по обмену материальными и не материальными ценностями, управленческие отношения, отношения связанные с обеспечением правопорядка.

Пределы - границы регулирующего действия права, в рамках которого осуществляется ПР общественных отношений. Есть объективные (это границы которого обусловлены самими общественными отношениями) и субъективные пределы (определяются правотворческими органам; и, органами устанавливающими нормы позитивного права; это предметные пределы).

Действне норм права и нормативно-правовых актов во временя. Обратная сила и «переживание» закона

НПА начинают действие с момента вступления их в силу. ФЗ, ФКЗ вступают в законную силу по истечении 10 дней с момента их официального опубликования (Рос газета, СЗ РФ), если закон не установил др. срок.

Указы президента и НПА правительства вступают в силу по истечении 7 дней. НА федеральные орг. исполнительной власти по истечении 7 дней если не установлен иной срок. Свои правила могут быть установлены субъектами РФ.

Есть 4 варианта вступления НПА в силу.

1.По истечении определенного срока после их официального опубликования

2.С момента указания в НА (момент принятия на, момент официального подписания, опубликования, конкретная дата)

3.С момента установления др. НПА вводящим в действие основной нормативный акт;

4.С момента получения их соответствующими органами и организациями.

Окончание действия - утрата юр силы (истечение срока действия, отмена другим НА, вводятся в действие новые НА устанавливающие иные правила по тем же самым вопросам, признаны неконституционными, изменение обстоятельств на которые они были расчитаны). Закон обратной силы не имеет. Есть исключения: имеет если устраняет или смягчает ответственность за совершенное правонарушение; ели это прямо предусмотрено законом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

    Смотрите также

    Производство по применению мер медицинского характера
    Право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, свободу и личную неприкосновенность, защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом, обеспечивается конституционн ...

    Правовое регулирование права собственности на землю Республики Казахстан
    С введением частной собственности на землю право распоряжения землей наполнилось качественно новым содержанием. Земельная реформа в Республике Казахстан, ликвидация монополии государстве ...

    Реабилитация, возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органа, ведущего уголовный процесс
    Институт возмещения вреда, причиненного незаконными действиями органов, ведущих уголовный процесс, был заимствован гражданским законодательством Республики Казахстан из норм ранее действовав ...