Место и роль государства в политической системе
обществаМатериалы / Обзор ряда вопросов по теории государства и права / Место и роль государства в политической системе
обществаСтраница 4
3 это опред. воздействие на о/о;
4 это воздействие, которое осуществляется при помощи норм права и др. правовых средств (правоотношений, актов реализации права, АПП);
5 это воздействие направленное на упорядочение общ.
отношений, на привидение их в определенную систему.ПР не отождествлять с правовым воздействием. ПВ - все направления и формы влияния права на общественную жизнь, сознание и поведение людей. ПР- понятие более узкое чем ПВ. Формы воздействия права на поведение людей: информационное, ценностно-ориентационное Информационное и ценностное правовое воздействие осуществляются параллельно с правовым регулированием (когда НА вступил в силу и начал действовать) или предшествует правовому регулированию (когда НА опубликован, но в законную силу не вступил т.к. не все НА начинают действовать с момента его опубликования). ПР - одна из форм ПВ, ПР - одна из главных форм ПВ, т.к. П создается именно для регулирования о/о.
Формы (виды) правового регулирования
Это вопрос о разновидностях ПР.
1.в зависимости от средств, которыми осущ. ПР: нормативное (осуществляемое нормами позит. П, является первичным) и индивидуальное (осущ-ся различными индивидуально-правовыми средствами; это индивидуально-правовые д-ры (гражд. и трудовые; связаны с урегулированием конкретных о/о, иногда называют казуальным ПР. Оно может быть: координационным (сами участники о/о без вмешательства гос.; - саморегулирование) и субординационными (осущ. гос. или компетентными органами (право: назначить пенсию, взыскать долг)).
2.В зависимости от субъектов: собственно государственное (осущ. органы гос., гос. должностными лицами) и негосударственное (непосредственно народом или негос. органами).
3 в зависимости от степени централизации: централизованное (из одного центра и распространяется на всю территорию страны) и децентрализованное (осущ. субъекты федерации, места орг. гос. власти, ОМСУ)
4.по сфере распространения: общее (осущ. законами гос., подзаконными НА общ. действия ведомственное (область гос. управления, промышленность, с/хозяйства), местное (в пределах АТЕ нормативными и индивидуальными), локальное (в рамках учреждений, предприятий).
5.законодательное и подзаконное.
6.федеральное и региональное.
Предмет, сфера и пределы правового регулирования
Предмет ПР - то что урегулировано правом; урегулированные нормами позитивного права общественные отношения; урегулированные нормами позитивного права наиболее значимые для гос. и общ-ва конкретные волевые общественные отношения, поддающиеся внешнему контролю. Право не способно урегулировать все процессы в жизни людей, а упорядочивает лишь общественные отношения которые складываются между людьми и проявляются в поведении людей.
Сфера ПР – круг общественных отношений, которые могут и должны регулироваться правом:
1.Волевые общественные отношения;
2.Конкретные волевые отношения;
3. Те, которые поддаются внешнему контролю;
4.Наиболее значимые для гос. и общ-ва.
Сфера ПР - наиболее значимые для гос. и общ-ва конкретные волевые общественные отношения, поддающиеся внешнему контролю. Кореяск, Перевалов: в сфере ПР отношения по обмену материальными и не материальными ценностями, управленческие отношения, отношения связанные с обеспечением правопорядка.
Пределы - границы регулирующего действия права, в рамках которого осуществляется ПР общественных отношений. Есть объективные (это границы которого обусловлены самими общественными отношениями) и субъективные пределы (определяются правотворческими органам; и, органами устанавливающими нормы позитивного права; это предметные пределы).
Действне норм права и нормативно-правовых актов во временя. Обратная сила и «переживание» закона
НПА начинают действие с момента вступления их в силу. ФЗ, ФКЗ вступают в законную силу по истечении 10 дней с момента их официального опубликования (Рос газета, СЗ РФ), если закон не установил др. срок.
Указы президента и НПА правительства вступают в силу по истечении 7 дней. НА федеральные орг. исполнительной власти по истечении 7 дней если не установлен иной срок. Свои правила могут быть установлены субъектами РФ.
Есть 4 варианта вступления НПА в силу.
1.По истечении определенного срока после их официального опубликования
2.С момента указания в НА (момент принятия на, момент официального подписания, опубликования, конкретная дата)
3.С момента установления др. НПА вводящим в действие основной нормативный акт;
4.С момента получения их соответствующими органами и организациями.
Окончание действия - утрата юр силы (истечение срока действия, отмена другим НА, вводятся в действие новые НА устанавливающие иные правила по тем же самым вопросам, признаны неконституционными, изменение обстоятельств на которые они были расчитаны). Закон обратной силы не имеет. Есть исключения: имеет если устраняет или смягчает ответственность за совершенное правонарушение; ели это прямо предусмотрено законом.
Смотрите также
Социальное обеспечение военнослужащих в запасе
Социально-экономические
преобразования в России последних десятилетий вызвали существенное снижение
уровня социальной защищенности военнослужащих. Следствием этого явились с одной
стороны, ...
Государственное управление подготовкой кадров в сфере культуры и досуга
С 2003 года в системе
государственного управления начались преобразования направленные на решение
вопросов конструирования управляющих систем представительных органов субъектов
Федерации и ...
Правовое регулирование права собственности на землю Республики Казахстан
С введением частной
собственности на землю право распоряжения землей наполнилось качественно новым
содержанием.
Земельная реформа в
Республике Казахстан, ликвидация монополии государстве ...