Место и роль государства в политической системе общества
Материалы / Обзор ряда вопросов по теории государства и права / Место и роль государства в политической системе общества
Страница 5

Переживание закона - отмененый или замененый акт продолжает жить, и после введения нового НА и как бы переживает отведенный ему срок. (Пример) - когда общественные отношения и связаные с ними факты были урегулированы утратившим силу НА и сохранились после введение в действие нового.

Это отношения длящиеся.

Действие в пределах территории гос. Это пространство на которое полностью и безраздельно распространяется власть гос. это сухопутная (суша в пределах гос. границ, острова и анклавы), водное пространство (внутренние воды и территориальное море 12 миль), недра, воздушное, уловная территория (посольства, консульства, морские суда, космические корабли).

Нормативные акты действуют на всю территорию или на отдельную ее часть (зависит от органа принявшего). Нормы права действуют и за пределами (экстерриториальное действие, в случае: нахождение граждан за границей, заключение

соглашений м/у гос. о действии норм права на территории другой, действия на территории со смешанным ПР (континентальный шельф).

По кругу лиц. Распространяет действие на всех лиц проживающих на территории гос. (граждане, иностранцы, лица без гражданства, гос. органы, организации и прочие субъекты права) Исключение: есть нормы права которые распространяются только на гражд. гос., распространяется действие только на определенные категории субъектов, дипломаты и консулы не м/б привлечены к уг. и админ. ответственности.

Методы, способы и типы правового регулирования

Метод ПР - приемы, способы и средства которые закреплены в праве и использующиеся в процессе ПР общественные отношения.

1.(правовое положение субъектов разное (в гр. праве равное, субъект административного права власть и подчинение)

2.Способы ПР (запреты – уголовн. права, дозволение в гражд. праве)

3.Основания возникновения правовых отношений (преступление – уголовн. права, сделки в гражд. праве, администр. правонарушении)

4.Характер санкций (возмещение вреда в гражд. праве, взыскание в администр. праве, наказание в уголовн. праве).

Виды:

императивный (=директивный, авторитарный, субординации; используется в публичном праве для регулирования вертикальных отношений, отношений между гос-ми с одной стороны и гражданами с др.) Регулируя эти отношения гос. наделяет одних властными полномочиями а на других возлагает обязанности; в чистом виде в администр. праве;

диспозитивный (автономии, координации, равенства сторон) используется в частном праве для регулирования «горизонтальных отношений», отношений между гражданами, их организациями, между организациями и гражданами. Гос. наделяет субъектов равными возможностями. Выражен в гражд. праве.

Способы ПР - пути регулирующего воздействия права на поведение людей и общественные отношения. Закреплены в нормах права в виде предписаний.

Виды: дозволение, обязывание (предписание) и запрет.

Тип ПР - общий порядок, юр-кий режим регулирования, характерный для той или иной области общественных отношений. Виды: общедозволительный (в основе - общее дозволение и запрет; дозволено все кроме того что прямо запрещено) и разрешительный (общий запрет и частные дозволения, (определенная компетенция гос. органов). Есть дозволительно-обязывающий (в основе позитивные юр. обязанности) - дозволено то, что предписано законом.

Процесс правового регулирования, его стадии

Широкий смысл - 2 стадии: стадия правовой регламентации о/о и стадия действия норм права. Стадии правовой регламентации о/о связана с правотворчеством. Она является подготовительной стадией, воздействия на о/о. Стадии действия норм права связана с функционированием правовых норм. На этой стадии осуществляется фактическое регулирование о/о, является основной стадией в процессе правового регулирования.

Узкий смысл - это процесс функционирования, действия норм права.

Стадии:

1. общее действие норм права (правовое регулирование носит общественный характер, выражается в упорядочении определенных видов о/о);

2. возникновение субъективных прав и обязательств (возникновение правовых и обязательств, возникновение конкретных п/о в которых решающую роль выполняют субъективное право и обязанности, они выступают в качестве меры возможного и должного);

3. реализация субъективных прав и обязательств (выражается в поведении участников конкретных п/о);

4. применение норм права (это деятельность гос. органов и организаций, связанная с конкретизацией предписанных правовых норм, которые являются актом применения права). АПП определяет меру возможного и должного поведения.

Существует три модели процесса правового регулирования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

    Смотрите также

    Правовое регулирование занятости в Российской Федерации
    Государственное регулирование обеспечения занятости и трудоустройства является не только защитой и помощью ищущим работу, но и одним из способов их трудоустройства. Законодательство о зан ...

    Понятие должностного лица в законодательстве и правовой теории
    Понятие "должностное лицо" весьма часто встречается в различных законодательных и нормативных актах Российской Федерации: в Конституции РФ, Трудовом кодексе РФ, УК РФ, ФЗ "Об ...

    Правовое регулирование договора дарения
    В современном мире мы очень часто дарим подарки: родственникам и знакомым на день рождения, врачам, преподавателям в знак благодарности и просто так дорогим нам людям. Но мы не задумываем ...