Процесс становления правового государства в России
Материалы / Сущность и основные принципы правового государства / Процесс становления правового государства в России
Страница 2

Вопреки уходу династии Романовых с политической арены России, традиции указного права не прекратились. Вначале, они нашли свое отражение в правовых актах Временного правительства, ставших главным источником «революционного права» (1917 г.

), а затем в декретах Советской власти.

Начальный период деятельности Временного правительства был ознаменован принятием ряда законопроектов, расширявших права и свободы граждан. Происходит демократизация политической жизни страны. Принимается положение «О регистрации товариществ, обществ и союзов», закон «О рабочих комитетах в промышленных заведениях» и прочие. Однако развить тенденцию к расширению права не удалось, у Временного правительства не оказалось ни политической воли, ни реальных сил; развитие событий также не способствовало утверждению и укреплению демократических начал в переустройстве правовой системы. Возвеличивание карательных учреждений со стороны Временного правительства также можно причислить к факторам, препятствующим развитию правового государства.

Закону большевистская власть предпочла «революционную целесообразность», которая на практике не редко оборачивалась произволом. Организовав Учредительное собрание, которое объединяло в себе законодательную и исполнительную власть, они тут же его распустили. Таким образом, революция ликвидировала сам принцип разделения властей – один из признаков правового государства.

В ходе революции и гражданской войны право и закон потерпели обесценение. В условиях тяжелой ситуации, военного положения, мешавших развитию гражданственности и демократии, правительство выбрало в качестве закона декрет, то есть все тот же указ. Декрет широко использовался в практике работы Временного правительства, всех без исключения правительств, возникавших на территории страны во время гражданской войны и в первые годы восстановительного периода.

В 1917 году Всероссийский съезд Советов стал высшим органом государственной власти России. Съезд и избиравшийся им Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) осуществляли общее руководство строительством республики. Съезд избирал правительство – Совет Народных Комиссаров (СНК). Всероссийский съезд Советов под разными наименованиями просуществовал в качестве высшего органа власти до 1991 г. Лишь с окончанием гражданской войны (к 1923 г.), по инициативе В.И. Ленина (1870–1924) началось восстановление законности.

Концепция соединения законодательства и управления в первые годы Советской власти не позволила выделить закон в юридическом смысле этого слова. Это произошло лишь к 1936 году с принятием Конституции СССР. Так появился очередной признак правового государства. Со становлением СССР в политической науке стали выделять советский тип государственности, его основой были марксистские теоретические представления, оно складывалось как полная противоположность государству буржуазно-правовому. Советская государственность не воспринимала идею правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально противоположной классовой концепции. Принцип разделения властей отвергался. Прослеживается объединение всех ветвей власти в Советах, в которых депутаты одновременно принимали законы, исполняли их и контролировали их исполнение в интересах трудящихся. Контроль гражданского общества за властными органами отсутствовал вовсе. Единая государственная власть провозглашалась как власть Советов, то есть власть представительных органов. В дополнение, генеральный секретарь ЦК обладал авторитарной властью, его власть представляла собой одну из разновидностей президентской диктатуры. По всем этим причинам СССР нельзя назвать правовым государством.

Однако, будучи не правовым, советское государство смогло реализовать свою социальную функцию. Успехи страны в здравоохранении, культуре, образовании и воспитании, спорте и занятости были признаны во всем мире. Закономерно, что развал СССР привел к развалу социальных гарантий.

Идея верховенства закона возникла в условиях обновления законодательства и государственной системы в период с середины 1980-х до начала 1990-х гг. В это время закон стал приобретать значение первичного регулятора общественных отношений. Были внесены изменения в Конституцию СССР 1977 года и РСФСР 1978 года, принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную был провозглашён Декларацией о государственном суверенитете РСФСР, а также закреплён в Конституции.

Страницы: 1 2 3 4

    Смотрите также

    Уголовная ответственность лиц, совершивших преступление
    Преступления совершают не юридические лица, не какие либо организации или учреждения, а конкретные люди. Каждый из случаев совершения преступления имеет свои характерные индивидуальные черты ...

    Государство, право и личность
    В данной работе рассмотрены понятия, знакомые каждому человеку не понаслышке. Каждый из нас в той или иной мере оказывался в ситуации, когда ущемлялись его права. Естественно, что не всегда ...

    Демократия - недостатки и пороки
    Демократия – означает народовластие, власть народа. Однако так ли это на самом деле? Очевидно, что демократия обладает внутренне присущим ей механизмами и инструментами, обеспечивающими ее ...