Проблемы эффективности правового регулированияМатериалы / Законодательство о правовом регулировании / Проблемы эффективности правового регулированияСтраница 1
Эффективность правового регулирования – это соотношение, между целью правового регулирования и реальным его результатом сообразно интересам личности, общества и государства.
Цель правового регулирования – максимально обеспечить реализацию социально-значимых интересов и потребностей, создать среду для их осуществления и тем самым обеспечить условия для формирования социально-приемлемого правового поведения.
Результатом правового регулирования является реальное состояние правовой упорядоченности общественных отношений, согласованное с формально закрепленной моделью правовой регламентации.
Представляется возможным, в оценке эффективности механизма правового регулирования, следовать следующему положению. Механизм правового регулирования – система средств и форм, которые являются условиями и обстоятельствами, необходимыми для достижения социально значимого результата, исходя из цели упорядочения общественных отношений посредством права.
Следуя этому положению, мы повторяем ранее показанную формулу: цель правового регулирования (модель поведения закрепленная в правовой норме либо исходящая из принципов права) – условия и обстоятельства юридического и социального характера, способствующие либо препятствующие достижению цели. – результат правового регулирования (итог функционирования механизма по достижении цели, некого социально значимого блага).
Согласно данной формуле эффективным будет являться такое правовое регулирование, при котором цель реально соотносится с результатом правового регулирования в масштабе существующих условий способствующих либо препятствующих формированию и достижению цели. Эффективность же правового регулирования измеряется не целью, а результатом правового регулирования.
Пути повышения эффективности правового регулирования в современных условиях следующие.
Совершенствование правотворчества, в процессе которого в нормы права (с учетом высокого уровня законодательной техники) наиболее, полно выражаются общественные интересы и те закономерности, рамках которых они будут действовать. Нужно создавать с помощью соответствующих юридических и информационно-психологических средств такое положение, когда соблюдение закона будет выгоднее его нарушения. Кроме того, важно усилить юридическую гарантированность правовых средств, действующих в механизме правового регулирования, т.е. повысить уровень вероятности в достижении ценности и снизить уровень вероятности в воспрепятствовании этому процессу.
Правовые нормы должны быть реально выраженными, в них необходимо закреплять механизм гарантированности и обеспеченности, их
достаточное регулятивное качество может быть социально приемлемым, если они будут отражать действительный уровень развитости конкретных общественных отношений и отвечать насущным потребностям личности, общества и государства.
Закон необходимо не «выдумывать», а «открывать». Законодатель должен следовать логике развития общества. Внешняя красота закона, обусловленная декларативностью его норм и социальной не обеспеченностью, является реальным препятствием в эффективной реализации закона и как следствие не достижение цели правового регулирования или хуже того выбор ложной цели правового регулирования, что может привести к признанию не эффективным правовое регулирование некоторой группы отношений.
Совершенствование правоприменения «дополняет» действенность нормативного регулирования, а значит, и в целом механизм правового регулирования. Акты правоприменения – наиболее гарантирующий элемент, который, в нужный момент подключаясь к нормативному регулированию, содействует своими силами процессу удовлетворения интересов.
Соединение нормативного регулирования и правоприменения необходимо, ибо, взятые по отдельности, они сразу начинают демонстрировать свои «слабые стороны»: нормативное регулирование без индивидуального (без усмотрения) превращается зачастую в формализм, а правоприменение без нормативного (без общих правил) – в произвол. Вот почему механизм правового регулирования должен выражать такую взаимосвязь различных правовых средств, представляющих различные виды правового регулирования, которая будет придавать управленческому процессу дополнительные преимущества. Если нормативная регламентация призвана обеспечить стабильность и необходимое единообразие в регулировании общественных отношений, ввести их в твердые рамки законности, то правоприменение – учет конкретной обстановки, своеобразие каждой юридической ситуации.
Оптимальное сочетание разных управленческих подходов в одном механизме придает ему гибкость и универсальность, минимизирует сбои и остановки в его работе. «От правильного выбора правовых средств зависит в конечном счете достижение целей правового регулирования, а значит, эффективность права в целом. Недооценка, неверный выбор юридических средств, приемов, заложенных в нормативной основе правового регулирования, приводят к сбоям в реализации права, снижению правового эффекта».
Смотрите также
Регулирование трудовых отношений посредством трудового договора в Российской Федерации
За последние годы с переходом
России к рыночным отношениям, политические, социальные и экономические преобразования
привели к существенным изменениям, регулируемым трудовым законодательством ...
Надзор за исполнением законодательства
Надзор за исполнением законодательства — это базовая отрасль, которая
отражает специфику статуса прокуратуры как надзорного органа, реализующего свою
главную цель — осуществление надзора за ...
Понятие оценочной деятельности. Субъекты права собственности
Изначально важнейшим фактором
развития оценочной деятельности в РФ послужило государственное регулирование
самой оценочной деятельности, а сегодня и деятельности саморегулируемых
организаци ...