Эволюция понятия «несовершеннолетний»
Страница 8

В конце 50-х гг. с принятием Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 25 декабря 1958 года политическая ситуация в стране начинает меняться. Именно в этот период происходит зарождение целостной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав, направленной на гуманизацию законодательства об ответственности подростков, широкое применение к ним мер педагогического, воспитательного характера, повышение внимания к ранней профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, сокращение карательных мер, на оказание социальной помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Основы 1958 года повысили общий возраст уголовной ответственности с 14 до 16 лет, а минимальный возраст - с 12 до 14 лет. Предусматривалась возможность применения принудительных мер медицинского характера к лицам, не достигшим 18-летнего возраста, совершившим преступление, не представляющее большой общественной опасности (к этой категории относился в частности, ряд корыстных преступлений).

После выхода Постановления Совета Министров РСФСР от 4 октября 1957 г. №1099 «О мерах улучшения работы среди детей вне школы и предупреждения детской безнадзорности» и Закона СССР от 24 декабря 1958 года «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» повысилась роль органов народного образования в ранней профилактике преступности. Данные нормативные правовые акты требовали от органов народного образования развивать практику школ-интернатов с группами продленного дня, куда направлялись многие трудные подростки и дети, проживающие в неблагополучных семьях, принимать меры к расширению и улучшению внешкольного досуга подростков, привлечения их в спортивные секции, кружки по интересам.

Общие позитивные изменения послевоенных лет не могли не отразиться на качественных и количественных показателях преступности несовершеннолетних. Подростки по-прежнему совершали в основном имущественные преступления, но число преступлений значительно сократилось.

Дальнейшая гуманизация законодательства об ответственности несовершеннолетних связана со вступлением в силу Уголовного кодекса РСФСР 1960 года, с принятием которого значительно сокращалось число преступлений, за совершение которых несовершеннолетние могут привлекаться в возрасте от 14 до 16 лет, а также менялся порядок применения к несовершеннолетним мер принудительно-воспитательного воздействия.

К работе с несовершеннолетними начинают привлекаться различные общественные организации, учреждения, многие из которых создаются впервые: оперативные комсомольские отряды дружинников, педагоги-организаторы. Цель этих мер состояла в координации и обеспечении единого направления в воспитательной работе с детьми и подростками по месту жительства, оказания помощи семьям и школе в воспитании и обучении несовершеннолетних, в развитии творческой инициативы и трудовой самодеятельности детей и подростков, организации их досуга, привлечении детей в клубы, организованные при них кружки, спортивные секции.

Одновременно создаются специальные учреждения для несовершеннолетних правонарушителей, нуждающихся в особых условиях обучения и воспитания: для лиц в возрасте от 11 до 14 лет - спецшколы, от 14 до 17 лет - специальные учебно-воспитательные профессиональные училища.

Кроме того, возобновляется функционирование комиссий по делам несовершеннолетних. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1967 года на них возлагались обязанности по организации и координации деятельности государственных органов и общественных организаций по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, рассмотрению дел о правонарушениях несовершеннолетних и т.д.

Созданные еще в 1940 года детские комнаты милиции в советский период претерпели многочисленные изменения, но при этом продолжали занимать центральное место в системе предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Основным документом, регламентирующим их деятельность, стал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1977 года «Об основных обязанностях и правах инспекций по делам несовершеннолетних, приемников-распределителей для несовершеннолетних и специальных учебно-воспитательных учреждений по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», который законодательно закрепил обязанности и права инспекций по делам несовершеннолетних, приемников-распределителей для несовершеннолетних, специальных учебно-воспитательных учреждений по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Однако принимаемые государством законодательные и практические меры борьбы с подростковой преступностью не принесли ощутимых результатов: среди осужденных за кражу личного имущества значительно увеличилась доля несовершеннолетних преступников.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

    Смотрите также

    Правовое регулирование занятости в Российской Федерации
    Государственное регулирование обеспечения занятости и трудоустройства является не только защитой и помощью ищущим работу, но и одним из способов их трудоустройства. Законодательство о зан ...

    Железнодорожное право как специальная отрасль права
    Транспорт является связующим звеном экономики страны, обслуживающим общественное производство, распределение и обмен. От регулярной, четкой транспортной работы предприятий, своевременной пер ...

    Виды правовых норм
    Право представляет собой сложную и многообразную систему (упорядоченную совокупность) норм права. Право, прежде всего, состоит из норм права — общих юридических правил поведения, распростран ...