Свобода экономической деятельности в РФ и единство экономического пространства на всей территории РФ как экономические основы конституционного строя
Материалы / Экономическая основа конституционного строя / Свобода экономической деятельности в РФ и единство экономического пространства на всей территории РФ как экономические основы конституционного строя
Страница 3

Точно так же обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду (ст. 58), отнесение охраны последней и обеспечения экологической безопасности к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, как и право каждого на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ему ущерба, причиненного экологическим правонарушением (ст.

42), не могут не препятствовать злоупотреблениям свободой экономической деятельности, хищническому использованию природных ресурсов и т.п. Обязанность каждого платить законно установленные налоги (ст. 57) может противоречить праву на свободную экономическую деятельность и даже праву собственности: чрезмерно высокие налоги могут сильно ограничивать, хотя более низкие налоги могут поощрять формально свободную экономическую деятельность; оптимальную меру налогообложения, которое должным образом пополняло бы казну и одновременно регулировало бы различные виды экономической деятельности в соответствии с общественными интересами, в некоторых случаях пока найти не удалось, хотя налоговым законодательством принят ряд важнейших мер в этом направлении.

Права и свободы человека и гражданина на экономическую деятельность могут быть наряду с его остальными правами и свободами ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55). Права и свободы в сфере экономической деятельности, установленные в ст. 27 (свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства), ч. 1 ст. 34 (свободное использование каждым своих способностей и имущества для такой деятельности), ст. 35 (право частной собственности и наследования), ст. 36 (право собственности на землю и свободу владения, пользования и распоряжения природными ресурсами), ст. 37 (свобода труда), ст. 42 (право на благоприятную окружающую среду) и др., могут быть ограничены в условиях чрезвычайного положения (ст. 56). Для иностранцев и лиц без гражданства, пользующихся правами и несущих обязанности наравне с гражданами России, федеральным законом или международным договором могут быть установлены дополнительные ограничения (ч. 3 ст. 62).

В ряде случаев Конституция лишь в общей форме говорит о возможности запрещения законом (Федерации или ее субъекта) некоторых видов экономической деятельности. Существуют, например, запреты на выращивание растительного сырья для производства наркотиков, на такое производство и на торговлю содержащими наркотики медикаментами без особого на то разрешения и контроля со стороны государства. Экономическая деятельность граждан и юридических лиц, предприятий и т.д. вообще должна происходить в рамках их специальной правоспособности.

Единство экономического пространства России требует единства законодательства о народном хозяйстве. Это законодательство должно предусматривать признание на всей территории страны актов (документов) органов государственной власти и органов местного самоуправления всех уровней. Оно должно поддерживать конкуренцию, ограничивая монополизм, контролируя и регулируя его неизбежные тенденции (прежде всего в области естественных монополий), содействуя созданию и развитию новых самостоятельных предприятий, в частности в уже монополизированных секторах рынка. Начало осуществлению этих идей было положено в 1990-1992 гг.

Потребность в создании стабильных общеобязательных правил функционирования свободной рыночной экономики, не противоречащих индивидуальным, коллективным и всеобщим правам, свободам и законным интересам, в значительной мере удовлетворена принятием и введением в действие первых трех частей ГК. В них подробно и в соответствии с Конституцией урегулированы правовое положение физических и юридических лиц, право собственности и другие вещные права, общие вопросы обязательственного права и многочисленные отдельные виды обязательств. Вопросы гражданского права, не вошедшие в эти три части (например, авторское, изобретательское право), урегулированы пока ГК РСФСР 1964 г. и федеральными законами. Точно так же пока остаются лишь отчасти урегулированными на основе Конституции отношения по использованию и охране природных ресурсов и многое другое; особенно трудным оказалось законодательное решение проблемы условий владения, пользования и распоряжения землями сельскохозяйственного назначения, ограничивающих право собственности и в особенности рыночный оборот этих земель якобы в целях обеспечения их высокоэффективного использования как в интересах собственников, так и во всеобщих интересах.

Страницы: 1 2 3 4

    Смотрите также

    Доказательства в гражданском процессе
    По гражданским и арбитражным делам одним из важнейших институтов считается институт судебных доказательств. Данному институту посвящено колоссальное количество статей, монографий и друго ...

    Полномочия контролирующих органов при осуществлении проверки государственного (муниципального) заказчика
    В период с 1997 по конец 2005 гг. одним из наиболее существенных факторов, тормозивших полноценное развитие системы конкурсного размещения государственных заказов, была малопонятная и малоэф ...

    Юридический факт
    Учение о правоотношении, возникающем на основе юридических норм правовой связи, участники которой наделены взаимными правами и обязанностями, является одним из основных в теории государства ...