Свобода конкуренции в РФ как экономическая основа конституционного строя
Материалы / Экономическая основа конституционного строя / Свобода конкуренции в РФ как экономическая основа конституционного строя
Страница 4

Упомянутые принципы, являющиеся юридическими условиями существования экономической состязательности на рынке, взаимосвязаны между собой: при отсутствии одного из них не могут реализовываться и другие, невозможна и сама конкуренция.

На основе этих принципов в некоторых зарубежных странах (Франция, Великобритания) была разработана специальная конструкция права на свободную конкуренцию*(5). Ее суть состоит в том, что каждый предприниматель вправе свободно вести свой промысел. Основные условия свободного ведения промысла - состязательность и свобода выбора как законные неотъемлемые права человека. Свобода выбора предпринимателя состоит в том, что собственники (владельцы) материальных ресурсов и денежного капитала могут использовать их по собственному усмотрению, приобретать ресурсы, организовывать процесс производства товаров (услуг), продавать их по своему выбору. Для реализации предпринимателями своего права на конкуренцию необходима совокупность следующих условий:

- возможность неограниченного доступа на рынок и выхода с него всем желающим, в результате чего на рынке много продавцов и покупателей;

- продавцы и покупатели не могут контролировать рыночные цены;

- невмешательство государства в процесс состязательности на рынке (в формирование спроса, предложения и рыночных цен).

Вместе с тем "свобода" конкуренции не является абсолютной, что признают и сами зарубежные авторы*(6). Она имеет определенные пределы осуществления, которые состоят в том, что оборотной стороной права на конкуренцию выступают ответственность предпринимателя за законность и безопасность своей деятельности и уважение аналогичного права другого предпринимателя на свободное ведение промысла, недопустимость недобросовестной конкуренции и монопольных злоупотреблений.

В правовой доктрине и правотворческой деятельности России конструкция права на конкуренцию является неразработанной.

Провозглашая государственную поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности в Российской Федерации (ч.1 ст.8 Конституции РФ), государство тем самым предоставило субъектам предпринимательства возможность конкурировать между собой (совершать конкурентные действия). Представляется, что право на конкуренцию - это субъективное гражданское право лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность.

Если с экономической стороны конкуренция понимается как экономические отношения между хозяйствующими субъектами, образующие состояние состязательности на рынке, то право на конкуренцию, по сути, представляет собой узаконенную возможность лица при осуществлении им предпринимательской деятельности состязаться посредством совершения самостоятельных действий с другими субъектами предпринимательства (конкурентами) за приоритетное приобретение его товаров (работ, услуг) потребителями (покупателями).

Несмотря на то, что конкурентные действия выступают в качестве особых методов осуществления предпринимательской деятельности, их не следует отождествлять с последней. Занятие предпринимательской деятельностью не всегда предполагает наличие конкуренции (например, предпринимательская деятельность субъектов естественных и государственных монополий либо в условиях временной монополии). Поэтому предпринимательская деятельность, основным содержанием которой является пользование имуществом, продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг с целью систематического получения прибыли (абз.3 п.1 ст.2 ГК), может осуществляться при отсутствии соперничества за покупательский спрос и соответственно без использования конкурентных действий.

В настоящей работе будет предпринята попытка рассмотреть содержание права на конкуренцию с позиций традиционных правомочий субъективного права: правомочия на собственные действия; правомочия требования; правомочия на защиту.

Правомочие на собственные действия, на наш взгляд, состоит в возможности субъекта предпринимательства совершать состязательные действия по отношению к другим предпринимателям (конкурентам) с целью привлечения к своим товарам (работам, услугам) потребительского (покупательского) спроса. Указание на то, что конкуренция - это не только определенная ситуация на рынке, но и самостоятельные действия хозяйствующих субъектов, содержится в абз.6 ст.4 Закона о конкуренции. Из всего разнообразия состязательных действий в качестве основных следует назвать ценовые и неценовые конкурентные действия.

Ценовые действия заключаются в том, что хозяйствующий субъект снижает цену своего товара (работы, услуги), чем привлекает к себе покупателей. Если кто-то начинает состязаться с ним в уменьшении цены, то, не рассчитав своих возможностей, может проиграть в конкурентной борьбе. Так, для поражения соперников применяется демпинг - продажа товаров по чрезвычайно низким ценам.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

    Смотрите также

    Задачи и основные направления деятельности организационно-инспекторских аппаратов органов внутренних дел
    Для того чтобы деятельность штабов была высокоэффективной, она должна отвечать определенным требованиям, а именно: организованности, целеустремленности, оперативности, предвидения и предусм ...

    Структура нормы права
    Юридическая норма, будучи исходной единицей (элементом) системы права, в свою очередь также представляет собой систему (мини-систему), в которой могут быть найдены свои элементы и свои связи между ...

    Структура Министерства экономики Республики Татарстан
    Я проходила производственную практику в Министерстве экономики Республики Татарстан, в отделе государственной поддержки инвестиционных проектов Управления инвестиционной и инновационной дея ...