Основные направления усиления государственной поддержки малого предпринимательства
Материалы / Реализация муниципальных программ по развитию и поддержке малого предпринимательства / Основные направления усиления государственной поддержки малого предпринимательства
Страница 1

Государственная политика в отношении малого предпринимательства находится под сильным влиянием макроэкономической ситуации, бюджетных возможностей, идеологии, причем она нередко определяет степень поддержки малых предприятий со стороны власти.

К ведению Федерации законодательством отнесено определение общих принципов, приоритетных направлений и методов государственной поддержки этого сектора: регламентация порядка создания и деятельности федеральных органов исполнительной власти и распределение полномочий между ними; разработка и организация федеральных программ и проектов, финансируемых полностью или частично за счет средств государственного бюджета; установление льгот по федеральным налогам и иным платежам в государственный бюджет и специализированные внебюджетные фонды РФ.[1]

Структура органов власти и управления, обеспечивающих поддержку и взаимодействие с бизнесом, в различных регионах неодинакова. В системе исполнительной власти субъектов Федерации подобными вопросами занимается множество органов с различными функциями и полномочиями (управления, департаменты, отделы, министерства и т.д.). Создаются также разнообразные советы, координационные комитеты, рабочие группы по развитию предпринимательства в высших органах исполнительной власти субъектов РФ.

Субъекты Федерации при этом имеют право самостоятельно решать все вопросы, связанные с поддержкой малого бизнеса на своей территории с учетом местных особенностей и условий, в том числе принимать дополнительные меры за счет собственных средств и ресурсов.

Также действуют общественные объединения – Торгово-промышленная палата Российской Федерации, аналогичные региональные и местные палаты, Российская ассоциация развития и поддержки малого предпринимательства, профсоюз работников малых предприятий, общественно-политическое движение «Развитие предпринимательства», целый ряд других союзов и ассоциаций.

Регулярно разрабатываются и принимаются федеральные и региональные программы поддержки малого предпринимательства. Разработаны и осуществлены четыре федеральные программы – в 1994-1995 гг., 1996-1997 гг., 1998-1999 гг., 2000-2001 гг., 2003-2005 гг. В настоящий момент действует программа, включающая меры по поддержке предпринимательства как одного из основных факторов структурных и институциональных преобразований в экономике государства.

Одна из важных задач государства – создание экономических условий для развития предпринимательства путем использования различных механизмов.[2]

1. Приватизация как государственное регулирование малого предпринимательства имеет особое значение. Попытка ориентироваться только на негосударственные коммерческие организации и иностранных инвесторов как эффективных собственников бывших государственных предприятий не оправдала себя. Первый опыт приватизации показал бесперспективность искусственного форсирования формирования новых собственников, применения чисто административных методов, игнорирования мотивации деятельности новых собственников и требований цивилизованного рыночного хозяйства. Этот механизм хорошо подходит для малого и среднего бизнеса, однако в российских реалиях непонимание действия экономических принципов привело к приватизации крупных предприятий, что свело на нет положительное воздействие этого механизма. В результате появилась очередная проблема – менеджеры ощутили себя хозяевами, что негативно сказалось на эффективности управления предприятиями.

2. Особое значение для предпринимательства имеет налоговая политика государства, которая призвана способствовать увеличению производства товаров и услуг и формированию на этой основе централизованных фондов финансовых ресурсов, прежде всего государственного бюджета. Налогообложение выполняет стимулирующую, перераспределительную и контрольную функции.

3. Государство регулирует предпринимательскую деятельность во многом путем выдачи лицензий. Лицензирование позволяет обеспечить защиту жизненно важных интересов кадров в сфере производства, обучения, медицинского и бытового обслуживания и др.

4. Большое влияние на результаты предпринимательской деятельности оказывают тарифы на продукцию и услуги естественных монополий.

5. Развитию предпринимательства могут способствовать гарантии государства по займам и кредитам предприятий. Правительство РФ предполагает выдавать гарантии лишь тем, кто не имеет долгов перед бюджетом. Их будут получать только победители инвестиционных конкурсов, проводимых Министерством экономики.

Таким образом, для развития предпринимательства применяется ряд экономических методов и рычагов, в том числе приватизация, конкуренция, налоги, акцизы, инвестиций, кредиты, государственный заказ, лицензии, тарифы, государственные гарантии и др. Однако эти методы пока не составляют системы и используются плохо, путем проб и ошибок, что резко снижает их эффективность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

    Смотрите также

    Конституционные права и свободы гражданина в России
    Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. Это — сердцевина конституционного ст ...

    Губернатор Петербурга подписал закон о платной эвакуации автомобилей, которая ранее была отменена из-за злоупотреблений
    Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко подписал закон об оплате расходов за доставку неправильно припакованных машин на спецстоянку, передает ИА REGNUM. Данный документ вступит в силу уже с ...

    Ответственность государств за международные правонарушения
    Международно-правовая ответственность государств - один из основополагающих и старейших институтов международного права. Одним из руководящих в современном международном праве является принц ...