Уполномоченный по правам человека Российской Федерации: конституционно-правовые основы деятельности, полномочия, роль
Материалы / Юридические гарантии прав человека и гражданина РФ / Уполномоченный по правам человека Российской Федерации: конституционно-правовые основы деятельности, полномочия, роль
Страница 1

Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в соответствии с Конституцией РФ в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Уполномоченный по правам человека в РФ осуществляет свою деятельность на основе Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г.№1-ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон).

В соответствии с п. «д» ч. 1 ст. 103 Конституции и Законом об Уполномоченном (ч.2 ст. 1) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека относится к ведению Государственной Думы и назначается большинством голосов от общего числа ее депутатов. Вместе с тем ч.1 ст.2 Закона гласит, что Уполномоченный по правам человека при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам или должностным лицам, в том числе и парламенту. Но это не означает, что он не должен поддерживать постоянную связь с парламентом. Его взаимоотношения с Федеральным Собранием выражаются, прежде всего, в форме предоставления последнему ежегодных докладов Уполномоченного о своей деятельности (ст.33 Закона).

Данную должность может занять лицо, отвечающее определенным требованиям: иметь Гражданство РФ; возраст не моложе 35 лет; познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу на заседании Государственной Думы. Уполномоченный по правам человека назначается на должность сроком на пять лет. Этот срок и срок полномочий Государственной Думы (согласно ст.96 Конституции РФ-4 года) не совпадают. Данный факт свидетельствует о том, что никакие политические события, связанные с деятельностью Государственной Думы, как в период парламентских каникул, так и в период проведения избирательной компании, не являются основанием для прекращения деятельности Уполномоченного. Одно и тоже лицо не может быть назначено более чем на два срока подряд. Деятельность Уполномоченного по правам человека дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан. Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

Закон оговаривает, что жалобы на решения палат Федерального Собрания и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации Уполномоченный не рассматривает. Часть 3 ст. 1 Закона выделяет четыре направления деятельности Уполномоченного по правам человека:

- восстановление нарушенных прав граждан;

- совершенствование законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;

- развитие международного сотрудничества в области прав человека;

- правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов защиты.

Основным содержанием компетенции Уполномоченного является рассмотрение жалоб на нарушение прав и свобод человека и гражданина.

Согласно Закону заявителями могут быть не только граждане РФ, но и находящиеся на ее территории иностранные граждане и лица без гражданства (ст. 15 Закона). Жалобы лиц, находящихся в местах принудительного содержания, не подлежат просмотру администрацией и в течение 24 часов направляются Уполномоченному (ст. 19 Закона).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

    Смотрите также

    Правовое регулирование иностранных инвестиций в России и в зарубежных странах
    Формирование единого рыночного и экономического пространств требует свободного перемещения всех факторов производства. Глобальная взаимосвязь международных экономических отношений в совреме ...

    Право собственности граждан
    Право собственности в качестве системы социально-экономических отношений изучается с момента возникновения правоведения как науки. Это вполне объяснимо экономическим, политическим и иным зн ...

    Экономическая основа конституционного строя
    В социально-экономической сфере за последние столетие проделаны виражи от частной собственности к приоритету общественной, особенно в форме государственной, собственности, а затем - к плюрал ...