Уполномоченный по правам человека Российской Федерации:
конституционно-правовые основы деятельности, полномочия, рольМатериалы / Юридические гарантии прав человека и гражданина РФ / Уполномоченный по правам человека Российской Федерации:
конституционно-правовые основы деятельности, полномочия, рольСтраница 3
- обратиться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.
Закон, наделяя Уполномоченного правом на обращение в Конституционный Суд РФ с индивидуальной жалобой, не предоставляет ему возможности обращаться в Конституционный Суд с ходатайством о проверке конституционности законов, подзаконных нормативно-правовых актов и международных договоров.
Деятельность Уполномоченного может быть направлена на защиту права граждан на осуществление местного самоуправления, в частности, на защиту отдельных составляющих данного права, право самостоятельного определения структуры органов местного самоуправления.
В пределах своей компетенции Уполномоченный может в соответствующих случаях принимать меры по защите прав и свобод и по своей инициативе, без жалобы. Закон (ст.21) допускает такую возможность в случаях получения информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан, в случаях, имеющих особое общественное значение либо когда необходимо защищать интересы лиц, которые не в состоянии самостоятельно использовать правовые средства защиты (престарелые, больные, несовершеннолетние).
Результаты работы Уполномоченного находят отражение в ежегодном докладе парламенту. Кроме того, доклад направляется в другие высшие органы государства: Президенту РФ, Правительству РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ, Генеральному прокурору РФ. Все ежегодные доклады Уполномоченного подлежат обязательному официальному опубликованию.
С учетом федеративного характера устройства нашего государства ст.5 Закона предусматривает возможность децентрализации службы Уполномоченного путем учреждения подобных органов в субъектах Российской Федерации, т.е. создание нескольких уровней уполномоченного на территории страны. Однако уполномоченные субъектов Федерации не находятся в иерархической подчиненности у Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Они действуют самостоятельно в рамках своей компетенции, но в тесном контакте с Уполномоченным. В Алтайском крае работает Уполномоченный по правам человека при главе администрации Алтайского края, на основании Закона Алтайского края от 11 ноября 2002 г.№70-ЗС «Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае» (с изменениями от 11 апреля, 5 октября 2006 г., 11 сентября 2008 г., 3 июля 2009 г.). Уполномоченный назначается на должность Алтайским краевым Советом народных депутатов (ст.7).
Недопустимость прекращения или приостановления деятельности Уполномоченного по правам человека Российской Федерации либо ограничения его компетенции в условиях введения чрезвычайных режимов (ст. 4 Закона) не только подчеркивает независимость его деятельности и неприкосновенность правового статуса, но и повышает его ответственность за безусловное соблюдение прав и свобод человека при любых политических условиях.
Работа российского Уполномоченного представляется чрезвычайно важной, поскольку является одним из факторов, способствующих формированию правового государства и гражданского общества в России. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. В отличие от органов судебной системы Уполномоченный не обязан основывать свои решения только на правовых доводах, и может формулировать рекомендации, используя моральные аргументы. Нравственным и служебным долгом Уполномоченного в случаях массового нарушения прав человека является осуществление им гуманной миссии по моральной поддержке пострадавших и формированию общественного мнения в их защиту.
Смотрите также
Правовое регулирование права собственности на землю Республики Казахстан
С введением частной
собственности на землю право распоряжения землей наполнилось качественно новым
содержанием.
Земельная реформа в
Республике Казахстан, ликвидация монополии государстве ...
Методы контроля таможни на службе налоговых органов
Одновременно с либерализацией
налогового законодательства, снижением налоговой нагрузки на субъекты
хозяйствования государством проводятся мероприятия по совершенствованию
контроля за полно ...
Институт авторского права по российскому законодательству
Авторское право в России появилось лишь в начале XIX веке (1828г.), где
право автора на созданное им произведение трактовалось как право собственности,
которым можно торговать. Сто семьдесят ...