Субъекты публичного уголовного преследования
Материалы / Уголовное преследование по делам публичного обвинения / Субъекты публичного уголовного преследования
Страница 1

В соответствии с ч. 2 ст. 15 УПК РФ функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела по существу отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо, ведущее уголовный процесс.

В соответствии с этим же положением законодатель указал, что уголовное преследование от имени государства по уголовным делам публичного обвинения осуществляют прокурор, следователь (руководитель следственного органа) и дознаватель (ч. 1 ст. 21 УПК РФ). Кроме того, имеет право участвовать в публичном уголовном преследовании потерпевший, его законный представитель и представитель, гражданский истец и его представитель (п. 47 ст. 5 УПК). Также в числе субъектов уголовного преследования нужно назвать орган дознания, начальника подразделения дознания.

Государственные органы публичного обвинения представляют собой обвинительную власть. Под «обвинительной властью» следует понимать совокупность правоохранительных органов (предварительного расследования, органов, уполномоченных осуществлять ОРД, и прокуратуры), их полномочия на проведение уголовного преследования и саму их деятельность по раскрытию, расследованию преступлений, изобличению преступников, доказыванию их вины, пресечение преступных действий и обоснование перед судом утверждения об их виновности и необходимости привлечения к уголовной ответственности.

В каждом случае обнаружения признаков преступления прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают предусмотренные УПК РФ меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления. Руководитель следственного органа, следователь, а также с согласия прокурора дознаватель в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК РФ, уполномочены осуществлять уголовное преследование по уголовным делам частного и частно-публичного обвинения независимо от волеизъявления потерпевшего.

Приступим к рассмотрению конкретных субъектов публичного уголовного преследования. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного процесса, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ч. 1 ст. 37 УПК РФ). Данный субъект осуществляет свою деятельность в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Прокурор возглавляет обвинительную власть. Однако, органы предварительного следствия наделены известной самостоятельностью и процессуальной независимостью от прокурора. Поэтому можно говорить об «обвинительно-следственной» власти, т.е. системе, включающей в себя две относительно автономные подсистемы. Прокурор осуществляет свою деятельность

Прокурор в уголовном деле выступает как орган, уполномоченный от имени государства осуществлять обвинительную функцию, т.е. уголовное преследование. Он обладает полномочиями в части руководства деятельностью других органов уголовного преследования. Иные органы уголовного преследования выступают как помощники, процессуальные «слуги» прокурора. Прокуратура обладает исключительными полномочиями по осуществлению публичного уголовного преследования в форме поддержания государственного обвинения в федеральных судах общей юрисдикции, а также у мирового судьи. Необходимо исходить из того, что именно «прокурор обладает монополией на должностное официальное государственное обвинение».

В суде первой и апелляционной инстанций прокурор – государственный обвинитель, в кассационной и надзорной инстанциях процессуальный статус прокурора законодательно не установлен, что нередко порождает неопределенность в понимании его функционального назначения. В.Ф.Крюков определяет прокурора на судебной стадии как «представителя государства, осуществляющего продвижение обвинения на началах его законности и обоснованности, как представителя органа надзора за законностью».

Следует иметь в виду, что обеспечение законности обвинения, отраженного в судебных актах, осуществляется прокурором посредством следующих полномочий:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

    Смотрите также

    Управление молодежной политикой
    Общественно-экономические и политические преобразования, происходящие в России, оказывают влияние на обострение противоречий в обществе, в том числе и в системе управления процессами социал ...

    Правовое регулирование территориальных вопросов
    Для существования человека необходимы определенные условия и материальные блага. Именно территория, как часть природы и земного шара, является источником ресурсов и условием существования ч ...

    Система права и законодательства
    Данная работа посвящена системе права и системе законодательства. Актуальность темы работы состоит в том, что в нынешней научной литературе по теории государства и права в очень немногих ра ...