Субъекты публичного уголовного преследованияМатериалы / Уголовное преследование по делам публичного обвинения / Субъекты публичного уголовного преследованияСтраница 2
1) выявление процессуальных и материально-правовых факторов, искажающих само обвинение и содержание уголовного преследования. Этому способствует обязанность прокурора участвовать в суде при рассмотрении публичных, частно-публичных дел и дел частного обвинения, возбужденных в порядке, предусмотренном ч.
4 ст. 20 УПК РФ;2) установление факторов, определяющих судебную ошибку, и их процессуальное закрепление. Данное полномочие реализуется путем принесения апелляционных, кассационных и надзорных представлений, а также направления в соответствующий суд уголовного дела с заключением о возобновлении производства по нему ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств в соответствии с правилами, установленными УПК РФ;
3) устранение судебных ошибок посредством выражения требования (изложения позиции) в судах апелляционной, кассационной и надзорной инстанций в целях восстановления объема обвинения или правовой корректировки содержания уголовного преследования.
Заслуживает внимания точка зрения В.Стрельникова, который в своей статье отметил, что деятельность прокурора по привлечению виновных лиц к уголовной ответственности не может рассматриваться как процедура уголовного преследования и сводится к надзору за органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, а также к поддержанию гособвинения в суде. В связи с этим целесообразно в ст. 1 ФЗ №2202-1 от 17 января 1992 года «О прокуратуре» и в ст. 37 УПК РФ термин «уголовное преследование» заменить на «принятие необходимых мер по привлечению виновных лиц к уголовной ответственности».
Согласно определению, содержащемуся в пункте 38.1 статьи 5 УПК РФ, руководитель следственного органа – должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель. Процессуальные полномочия руководителя следственного органа огромны, всеобъемлющи и включают широчайшие возможности личного участия руководителя следственного органа в производстве предварительного следствия, руководства по уголовным делам, находящимся в производстве подчиненных следователей, а также надзора за исполнением федерального законодательства в досудебном производстве.
Ч. 1 ст. 38 УПК РФ гласит, что следователь «является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу». Законодатель по непонятным причинам не говорит об уголовном преследовании, как это имеет место в ст. 21 УПК РФ и в других нормах закона, а заменяет его «предварительным следствием». Функции уголовного преследования не включены в правовой статус следователя в отличие от определения правового статуса прокурора. Как следует понимать такой подход законодателя к игре терминами: или «предварительное следствие» является синонимом «уголовного преследования», или первое понятие по объему более широкое и поглощает второе понятие? А.Н.Будяков считает, что ни первый вывод, ни второй не вытекает из нормативного определения уголовного преследования, а также из содержания норм, включенных в гл. 3 «Уголовное преследование» и гл. 4 «Основания отказа в возбуждении уголовного дела, прекращения уголовного дела и уголовного преследования». Более того, ст. 175 УПК РФ регламентирует деятельность следователя по частичному прекращению уголовного преследования. Представляется, что «рассматриваемое определение следователя как субъекта уголовного преследования является результатом отступления от требований законодательной техники». Поддерживая точку зрения А.Н.Будякова, считаю необходимым отметить целесообразность внесения коррективов в определение правового статуса следователя, изложив ч. 1 ст. 38 УПК РФ в следующей редакции: «Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять уголовное преследование в рамках предварительного следствия по уголовному делу, в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса».
Следователь на досудебных стадиях уголовного процесса выполняет такие процессуальные функции, как расследование преступлений, обвинение и разрешение уголовного дела (имеется в виду прекращение следователем уголовного дела).
Смотрите также
Правовое регулирование договора дарения
В современном мире мы очень часто
дарим подарки: родственникам и знакомым на день рождения, врачам,
преподавателям в знак благодарности и просто так дорогим нам людям.
Но мы не задумываем ...
Надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания
Органы дознания и
органы предварительного следствия, осуществляя досудебное производство,
защищают права и законные интересы лиц и организаций, потерпевших от
преступлений. В каждом случае ...
Проблемы правового регулирования суррогатного материнства
Мы всем хорошо знаем
как велико значение семьи в жизни каждого человека, общества и государства.
Именно семья для каждого человека неисчерпаемый источник любви, преданности и
поддержки. ...